Главный фигурант этого уголовного дела имеет постоянное место жительства,он работает, у правоохранительных органов не было основания полагать, что может скрыться от уголовного преследования, воспрепятствовать предварительному расследованию дела или рассмотрению его судом. Поэтому в отношении 45-летнего гродненца Александра Р. была принята мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, о чем ему и было объявлено. Основанием для этого стали умышленные действия, предусмотренные ст.186 УК, – угроза убийством и причинением тяжких телесных повреждений, если имелись основания опасаться ее осуществления. Пострадала в этой ситуации его любимая женщина. Не жена, не сожительница, но мать его двоих детей. Поводом для угроз стала банальная ревность…
Встретились два одиночества
Александр и Анастасия познакомились около 9 лет назад, у обоих из них уже был брак, в котором родились по двое детей. Отношения завязались после того, как женщина пришла в гости к сестре Р., которая была ее подругой. Вместе они никогда не жили, совместное хозяйство не вели, поскольку Настя с детьми от первого брака проживала с бабушкой, но встречались часто, Александр иногда оставался ночевать. В этих «ни к чему не обязывающих отношениях» родилось еще двое сыновей, которых женщина записала на свою фамилию. Но по поводу взыскания алиментов на их содержание в суд не обращалась: Александр, как и детям в первой семье, оказывал посильную помощь.
Измену не потерплю
В тот августовский день прошлого года Р. несколько раз заходил к Анастасии, но она так и не разрешила остаться ночевать, ссылаясь на четверо детей в доме. В тот период Р. был в отпуске, свободного времени – много, отступать он не хотел, потому и наведался к благоверной на следующий день утром. После очередной ссоры она не хотела его впускать на ночлег, дети ее поддерживают, а в дальнейшем решила с ним расстаться навсегда.
Ревность – болезнь, обостряется к вечеру
Есть такая поговорка. Только в данном случае рецидив произошел утром. На этот раз женщина впустила Р. Поскольку спали дети, тихонько, прошли на кухню, выпили чаю, покурили. Но вскоре общение перешло на повышенные тона, и никто из родителей уже не беспокоился, что проснутся младшие домочадцы. Словесная перепалка началась из-за того, что, по мнению Александра, Анастасия нерационально тратит деньги, взятые им в кредит для оплаты задолженности по коммунальным платежам квартиры, в которой она живет со всеми детьми. В ответ на такие претензии обиженная женщина стала его провоцировать, что непременно изменит Р. Ему, естественно, это пришлось не по нраву, поскольку он считал, что хоть и не были в браке, но состояли в серьезных отношениях, которые не предполагали такой свободы.
«Я тогда был трезв, сильно разозлился на нее. Начал кричать, сказал со злости, что убью, схватил за шею и произнес: «Сейчас задушу…». Таким образом, я хотел ее напугать. Она стала плакать. Когда ее отпустил, увидел на шее кровоподтеки от моих рук. Сам испугался: смочил полотенце и стал пытаться приложить его к шее. Но Настя не хотела, отбивалась. Я просил прощения, хотел поцеловать ее в губы, но она отворачивалась. Это меня страшно разозлило, и я укусил ее за нос», – расскажет он впоследствии.
Увидев проступившую кровь, Александр стал успокаивать Нас-тю, и она вроде перестала плакать. Воспользовавшись временным затишьем, он попросил ее отрезать хлеба к чаю. Но услышал резкое: «Сам отрезай!» И это вновь подлило масла в огонь: Р. достал из шкафчика самый острый нож, который неоднократно точил, и, поднеся к ее левому боку, пригрозил: «Я тебя зарежу когда-нибудь…». Она горько плакала…
Понимая, что ни к чему хорошему конфликт не приведет, решили немного успокоиться и вместе в знак примирения покурили. Анастасия сказала, что нужно сходить к соседке, чтобы позвонить на работу. Александр остался допивать чай на кухне. Но буквально через десять минут ему помешали… Нас-тя вернулась в сопровождении сотрудников милиции, которых она вызвала от соседки. Освидетельствование показало, что скандалист-ревнивец трезв. Объяснения своему поведению ему пришлось давать в Октябрьском райотделе милиции. Р. не отрицал насильственных действий, лишь оправдывался, что ранее себе подобного не позволял. И клялся, что подобного никогда не повторится…
Несмотря ни на что…
По мнению пострадавшей стороны, Александр – человек не сдержанный, ревнивый, все время подозревал, что у Анастасии кто-то есть, она ему изменяет. Он постоянно проверял ее мобильник на предмет обнаружения соперника. Но женщина считает их отношения свободными, они не зависимы друг от друга, разве что держат их общие дети.
«Я чувствовала не только унижение, но и боль от удушения и укуса. Сильно испугалась за свою жизнь и здоровье. Такая ситуация возникла между нами впервые, я не знала, чего можно ожидать от Александра в дальнейшем. Мне показалось, что он сам испугался того, что натворил, стал извиняться. А у меня началась истерика. Далее он поднес нож острой стороной к моему телу. При этом угрожал, что прирежет. Я оттолкнула его руку с ножом в сторону… Мне было страшно, я не знала, что мне делать дальше. Он снова стал извиняться…» – признается женщина.
В настоящее время они помирились, Анастасия простила отца совместных детей. Хоть и сильно испугалась за свою жизнь, женщина не хотела привлекать Р. к уголовной ответственности, а если этого все же не избежать, просила строго не наказывать. В свое время Александр взял по ее просьбе кредит, чтобы она смогла погасить долги, и Настя это ценит. Поскольку родитель старших детей отбывает наказание в виде лишения свободы, такой же участи Александру она не желала. А помощь одинокой женщине с четырьмя ребятишками, конечно же, нужна.
Из принципа индивидуализации
При назначении наказания суд Ленинского района г.Гродно под председательством Р.А.Гурина исходил из принципа индивидуализации, то есть учел характер и степень общественной опасности совершенного преступления, мотив содеянного, характеристику обвиняемого: трудоустроен, о нем положительно отзываются по месту работы, не состоит на учетах у нарколога и психиатра, имеет постоянное место жительства, ранее не судим, не нуждается в принудительном лечении, к тому же примирился с потерпевшей. Обстоятельством, смягчающим ответственность Александра Р., является чистосердечное раскаяние в совершенном преступлении и наличие на иждивении малолетних детей. За угрозу убийством, если имелись основания опасаться ее осуществления, на основании статьи 186 УК Р. назначено наказание в виде 200 часов общественных работ.
Мария Зубрицкая
Марк Тимофеевич