Постановлением Советом Народных Комиссаров СССР и ЦК ВКП(б) «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» от 31 мая 1935 года Главному управлению рабоче-крестьянской милиции (ГУРКМ) НКВД СССР были вменены обязанности по борьбе с детской преступностью, безнадзорностью и беспризорностью. 19 июня 1935 года аналогичное постановление было принято СНК БССР и ЦК ВКП(б). С этого дня и берут свое начало подразделения по делам несовершеннолетних белорусской милиции, которые в 2020 году встречают свой 85-летний юбилей.Проблема профилактики противоправного поведения подростков не ограничивается 85-летним сроком, а уходит корнями в семнадцатый век, когда стали предприниматься первые шаги к перевоспитанию нравственно испорченных детей. В те годы субъектами преступления признавались лица, принадлежащие ко всем сословиям, но не моложе семи лет. Царским указом от 26 июня 1765 года были оговорены два возрастных предела лиц, не достигших совершеннолетия: минимальный возраст привлечения к уголовной ответственности устанавливался в десять лет (безусловная судимость), возрастом смягчения был возраст до семнадцати лет. Крайне низкий возраст уголовной ответственности и чрезмерно жесткие санкции зачастую приводили к тому, что суды выносили суровые приговоры и назначали несовершеннолетним такие наказания, как каторжные работы и даже смертная казнь.
Во второй половине XIX века предупреждение правонарушений несовершеннолетних становится одним из основных направлений деятельности государства и общества. В это время усиленно развиваются правовые основы превентивной политики, немаловажная роль в которой отводилась не только государственным органам, но и общественным формированиям, активная деятельность которых во многом способствовала решению таких вопросов, как организация обучения и воспитания подростков, а также обусловила создание специальных учреждений, в которых содержались дети разных категорий: бродяги, сироты, нищие, правонарушители.
В начале XX века появились приюты-корабли, куда направлялись дети-сироты, беспризорники, а также нищие, еще не совершившие какого-либо правонарушения, но близкие к тому, чтобы преступить закон. Их отличительной чертой было то, что помимо общеобразовательной программы, присущей всем исправительным заведениям, воспитание детей здесь осуществлялось в соответствии с корабельными правилами и морским делом. Примерно в это же время появился еще один вид воспитательных заведений — трудовые колонии. В 1909 году приоритетным направлением деятельности учреждений для малолетних правонарушителей официально было признано воспитание.
В эти годы при судах стали появляться специальные помощники из числа положительно характеризующихся взрослых лиц (попечители), разбирающихся в педагогике и психологических особенностях личности несовершеннолетних правонарушителей, призванные обеспечить процесс эффективной реабилитации подростка. Как помощник судьи, попечитель, владея основами уголовного и семейного права, выполнял функции по сбору сведений о личностных особенностях несовершеннолетнего, совершившего противоправное деяние, его образе жизни, окружении, которое могло повлиять на формирование противоправных намерений. В какой-то мере их можно считать прообразом современных инспекторов по делам несовершеннолетних. В основном в качестве меры воздействия к подросткам применялся попечительский надзор. Специализированные суды для малолетних правонарушителей просуществовали до Октябрьской социалистической революции.
Особое внимание предупреждению правонарушений и преступлений несовершеннолетних уделялось в социалистическом обществе. 14 января 1918 года был опубликован Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР «О комиссиях для несовершеннолетних», которым суды и тюремное заключение для малолетних и не достигших совершеннолетия лиц упразднялись, а дела о несовершеннолетних до семнадцати лет, совершивших антиобщественные и противоправные проступки, рассматривались комиссиями для несовершеннолетних. Инструкция о работе рабоче-крестьянской милиции от 1918 года обязывала ее сотрудников «пресекать правонарушения детей и подростков, оформлять протоколы о совершенных нарушениях, отсылать в помещения милицейского района заблудившихся и подкинутых детей». Вместе с тем, специальных сотрудников для выполнения указанный функций в структуре милиции не имелось.
5 марта 1920 года по губерниям было разослано постановление Народного комиссариата образования, в котором указывалось на необходимость создания специальной детской милиции, скорейшей организации бесплатного питания беспризорников, их лечения, организации приемников, потому что все это «должно заменить крайне вредное помещение детей в общие участки милиции».Приказ НКВД РСФСР от 6 декабря 1922 года №574 «О борьбе с детской беспризорностью и правонарушениями» установил, что милиция занимается правонарушителями старше 14 лет. Подростки, не достигшие такого возраста, а также беспризорные дети (независимо от возраста) подлежали незамедлительной передаче в ближайший детский приемный пункт или местный отдел народного образования. Приказ разрешил привлекать милиционеров-женщин для борьбы с беспризорностью и детской преступностью, но, наряду с исполнением основных обязанностей. Органам милиции поручалось организовать и обеспечить систематическое изъятие с улиц беспризорных, безнадзорных и заблудившихся детей и подростков, борьбу с их хулиганскими проявлениями в общественных местах, а также нищенством, спекуляцией, приставанием к гражданам, привлекать к административной ответственности родителей и опекунов за оставление без присмотра детей.
В период политики военного коммунизма возрастной предел уголовной ответственности был снижен до 14 лет, а в систему органов, занимающихся рассмотрением дел о не достигших совершеннолетия лицах, был вновь включен суд. Наказанию подлежали несовершеннолетние от 14 лет, а к лицам, не достигшим указанного возраста, применялись лишь воспитательные меры (меры приспособления).
При Народном комиссариате образования была создана Детская чрезвычайная комиссия, которая проводила работу по борьбе с голодом (создание столовых для беспризорников, приемников, эвакуация детей). Для задержанных и заблудившихся детей предусматривалось организация отдельно от отделов милиции, но по возможности вблизи от них комнат привода для детей. Впервые для руководства и непосредственной работы в комнаты привода для детей были направлены проверенные, выдержанные и любящие детей, по возможности с педагогической подготовкой, работники милиции.7 апреля 1935 г. постановлением ЦИК и СНК СССР «О мерах борьбы с преступлениями несовершеннолетних» по значительному количеству деяний возраст уголовной ответственности был снижен до двенадцати лет. Однако, переломным моментом в деле профилактики правонарушений несовершеннолетних стало создание специализированных органов правопорядка по борьбе с правонарушениями не достигших совершеннолетия лиц — детских комнат милиции. Были ликвидированы созданные в 1918 году комиссии по делам несовершеннолетних, а деятельность по ликвидации беспризорности и безнадзорности, устройству несовершеннолетних ложилась на плечи милиции. Кроме этого, в ведение Народного комиссариата внутренних дел перешли изоляторы для несовершеннолетних, трудовые колонии и детские приемники-распределители, в которых содержались различные категории не достигших совершеннолетия правонарушителей.
В период Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы правительством Советского союза и НКВД СССР был принят ряд постановлений и приказов, определивших меры борьбы с беспризорностью несовершеннолетних. Приказ НКВД СССР от 1941 года № 312 объявил инструкцию «О работе детских комнат милиции». Детские комнаты милиции организовывались при городских, районных и линейных отделениях милиции для приема детей на время, необходимое для выяснения причин беспризорности и безнадзорности, передачи родителям, лицам, их заменяющим или направления в соответствующие детские учреждения. Работники детских комнат были введены в штат отделений милиции, при которых дислоцировались детские комнаты. Детские комнаты милиции обязаны были располагаться вне зданий отделений милиции в непосредственной близости от них.
В годы войны тысячи детей были лишены жилья, семьи, родителей. На восток эвакуировались детские дома, которые были переполнены, испытывали значительный недостаток в продовольственном и вещевом снабжении, вследствие чего воспитанниками детских домов совершались такие административные правонарушения и преступления, как кражи и хулиганства.
Постановлением СНК СССР от 23 июня 1942 года «Об устройстве детей, оставшихся без родителей» на НКВД СССР возлагалась задача выявления всех беспризорных детей и размещения их в приемниках-распределителях, расширение сети последних. Союзному наркомату разрешалось выделять в пределах утвержденных штатов в краевых и областных органах внутренних дел специальных работников по борьбе с детской безнадзорностью, а также открывать при городских отделениях милиции детские комнаты. Штат детских комнатах милиции, в зависимости от объема работы, устанавливался не более двух единиц: инспектор и помощник инспектора. Им выделялось денежное содержание и вещевое довольствие, а комплектовались они за счет работников милиции, по своим служебным качествам соответствующим этой работе и не подлежащих призыву в Красную Армию.
Значительная часть преступлений несовершеннолетних в военные годы имели своей причиной безнадзорность и беспризорность или тяжелое материальное положение. Поэтому потребовалось более широкое применение мер воспитательного воздействия к этому контингенту подростков. В этой связи было принято постановление СНК СССР от 15 июня 1943 года «Об усилении мер борьбы с детской беспризорностью и хулиганством», которым созданы подразделения по делам несовершеннолетних во всех НКВД, названные отделами по борьбе с детской преступностью и хулиганством. Их значимость подчёркивал тот факт, что начальники отделения становились заместителями начальника этого отдела НКВД, а в документах отмечалось, что успешно бороться с преступностью уголовный розыск и детские комнаты милиции могут только при взаимодействии всех служб милиции в области предупреждения правонарушений.
В послевоенные годы в СССР значительно увеличилось число общеобразовательных школ и училищ, что способствовало снижению проблемы беспризорности за счёт большего охвата детей. Почти повсеместно были созданы специальные фонды помощи детям, открыты специальные счета, куда перечислялись заработанные средства с воскресников или комсомольские пожертвования. На эти деньги организовано 126 детских домов, а также содержались сотни оздоровительных детских площадок. Было организовано 14 комсомольских здравниц, где ежегодно отдыхало около 12 тысяч детей.
Приказ МВД СССР от 31 декабря 1953 года №265 утвердил «Инструкцию о работе органов милиции по ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» и установил, что детские комнаты милиции организуются на основании решений исполкомов местных советов депутатов трудящихся при городских и районных отделах милиции для временного помещения беспризорных и безнадзорных детей и подростков. В данной инструкции говорилось, что борьба с безнадзорностью и беспризорностью – это задача всех сотрудников милиции, – но, в первую очередь, инспекторов детских комнат милиции, участковых и патрульных милиционеров.
В шестидесятые годы вводится форма организации школы с продлённым днём. Этот период известен тем, что слово «беспризорник» исчезает из периодической печати и официальных документов. Отныне считается, что существуют лишь единичные случаи временного ухода детей из семьи или из детских домой из-за конфликтов с родителями или воспитателями. Но детские приёмники МВД не пустуют и собирают не только потерявшихся детей и «путешественников», но и тех, кто живёт, где придётся и зарабатывает нищенством, проституцией и кражами.
С 1973 года началось создание центральных детских комнат милиции в службах профилактики уголовного розыска горрайлинорганов. В 1974 году в УУР МВД СССР и аппаратах уголовного розыска МВД-УВД союзных и автономных республик, краев и областей в целях всемерного улучшения организации работы детских комнат милиции были созданы отделения по руководству ими.
Майор милиции в отставке Лютаревич Антонина Ивановна вспоминает, как в середине семидесятых она была назначена на должность инспектора детской комнаты милиции. Сотрудник уголовного розыска, до этого исполнявший помимо своих обязанностей обязанности по воспитанию подростков, показал молодому сотруднику кипу сведений, касающихся направления деятельности, при этом честно признался в том, что у него к ним не всегда доходили руки и пожелал успехов лейтенанту милиции на новом поприще. Детская комната милиции располагалась в здании РОВД, но туда был отдельный вход. Два года Антонина Ивановна занималась воспитанием подрастающего поколения в единственном числе. Систематизировав картотеки на правонарушителей, сотрудница детской комнаты милиции во взаимодействии с участковыми инспекторами милиции, сотрудниками уголовного розыска, представителями школ и сельсоветов, занималась их воспитанием. А на учете детской комнаты милиции Гродненского района было их около 100. Большинство из них совершили мелкие кражи, угоны мотоциклов и хулиганства. Фиксировались в подростковой среде в те времена грабежи и изнасилования, большинство из них совершалось в состоянии алкогольного опьянения. Много приходилось выступать в школах района, куда добиралась на попутном транспорте или пригородным поездом.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 февраля 1977 года «Об основных обязанностях и правах инспекций по делам несовершеннолетних и специальных учебно-воспитательных учреждений по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» полномочия подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел были значительно расширены. Детские комнаты милиции были упразднены и на их базе созданы инспекции по делам несовершеннолетних, отнесенные к структуре уголовного розыска.
Как вспоминает Антонина Ивановна, которая была назначена начальником инспекции по делам несовершеннолетних, у нее в подчинении было уже три сотрудника. Что особенно интересно — все представители сильной половины человечества. Сменяемость была высокой, не все могли справиться с поставленными задачами. Работа строилась по зональному принципу, зона ответственности была и у начальника инспекции. Выходных практически не было, приходилось дежурить на различных праздничных мероприятиях, проводимых в деревнях и селах района. Большие проблемы доставляли танцы в сельских клубах, свадьбы и проводы в армию, которые проводились на широкую ногу и, как правило, не без участия несовершеннолетних. При совершении на территории района неочевидного преступления одной из версий всегда была причастность к деянию несовершеннолетних, поэтому выезд инспекторов ИДН на место происшествия в составе оперативной группы был обязателен. В среднем, по воспоминаниям ветерана милиции, с участием подростков в районе в год совершалось 20-25 общественно опасных деяний.
Обязанностью инспекторов ИДН была и проверка организации воспитательной работы в школах. Вносились представления по ее недостаткам, контролировалось их устранение. В данном направлении тесное сотрудничество было с прокуратурой района и секретарем КДН. В проведении профилактической работы с подростками значительную помощь оказывали дружинники, члены молодежных оперативных отрядов. Широкое распространение получили клубы юных друзей милиции.
Большое внимание уделялось профилактике пьянства несовершеннолетних. Многие родители почему-то считали, что если подросток употребляет алкоголь в их присутствии, под их контролем, то в этом нет ничего плохого, «все же лучше, чем за углом». Приходилось не только разъяснять ошибочность таких рассуждений, но и привлекать взрослых к административной ответственности за вовлечение несовершеннолетних в антиобщественное поведение.
Проблемой в те годы были и конфликты деревенских подростков с ребятами из города. Доводилось пресекать и массовые драки между ними. Ветеран милиции вспоминает и лето 1986 года, когда в оздоровительных лагерях временно расселялись семьи, эвакуированные из чернобыльской зоны. Дети переселенцев вступали в конфликты с местной молодежью, совершали правонарушения, а их родители зачастую предавались пьянству. Приходилось практически ежедневно выбывать в такие лагеря, которых в те годы в районе было больше десятка.
В соответствии с приказом МВД СССР от 18 августа 1988 года №180 «О мерах совершенствования деятельности органов внутренних дел по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних», устанавливалось, что все заинтересованные подразделения органов внутренних дел, применяя присущие им формы и методы работы, активно участвуют в профилактике правонарушений несовершеннолетних. Им же утверждено Наставление по организации работы инспекций по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. При реорганизации в 1989 году в органах внутренних дел службы профилактики принято решение о разъединении ИДН и аппаратов уголовного розыска.
Майор милиции в запасе Пицко Александр Иосифович, руководивший инспекцией на стыке тысячелетий, вспоминает, что в тот период на учете ИДН состояло более 100 подростков, совершивших правонарушения, среди которых преобладали связанные с употреблением спиртных напитков, мелкие хулиганства и хищения. Основным видом преступлений несовершеннолетних были кражи, как правило, с дачных участков, которых в районе насчитывалось десятки тысяч. Присутствовали серийные преступления, поэтому основная задача сотрудников ИДН была в своевременном выявлении склонных к хищениям подростков. Число преступлений, совершенных несовершеннолетними на территории района, колебалось в пределах 30-50 в год.
Уходили в прошлое стычки городских и сельских подростков, но своеобразное их объединение приводило к образованию групп антиобщественной направленности, которые совершали преступления как на районе, так и в областном центре. Поэтому инспектора ИДН тесно взаимодействовали с коллегами из города, проводили совместные рейды, обменивались информацией о планах своих подопечных в каникулярный период.Появились и любители самовольных уходов из дома, причем многие из вполне благополучных семей. Разыскивать и возвращать чад родителям приходилось и днем, и ночью. Их число возросло с появлением компьютерных клубов, работавших и в ночное время, в которых нередко «зависали» ребята.
31 мая 2003 года за №200-З принят Закон Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в который в течении двух первых десятилетий 21 века вносился ряд дополнений с учетом изменений в жизни общества, и которым в своей деятельности руководствуются инспектора ИДН наших дней. В настоящее время инспекции по делам несовершеннолетних являются структурными подразделениями милиции общественной безопасности органов внутренних дел и призваны осуществлять работу по предупреждению безнадзорности и правонарушений детей и подростков, оказанию на несовершеннолетних правонарушителей необходимого профилактического воздействия.
Как рассказывает начальник ИДН Гродненского РОВД майор милиции Муштак А.К., сегодня сотрудники инспекции, штат которой составляет 6 единиц, проводят индивидуальную профилактическую работу с 48 подростками, состоящими на учете. На данный момент на первом плане – программа «Забота», которая стала уже традиционной и проводится ежегодно с 1 мая по 1 октября. Сотрудники во взаимодействии с общественными организациями, социально-педагогическими службами учебных заведений района, КДН вовлекают подростков в полезную деятельность, чтобы уберечь их от наркотиков, преступлений, а также правонарушений в социальных сетях, которых в век информационных технологий становится все больше. Главный секрет работы с трудными подростками начальник подразделения видит в индивидуальном подходе к каждому, ведь в работе необходимо знать и учитывать интересы, круг знакомств, проблемы, которые беспокоят подопечных.
На протяжении последних лет в Гродненском районе наблюдается снижение подростковой преступности. Каждое преступление, совершенное несовершеннолетним, своеобразное чрезвычайное происшествие для всех заинтересованных служб. В общем массиве противоправных деяний, совершаемых подростками и при их соучастии, самыми распространенными продолжают оставаться кражи. Регистрируются мошенничества и хищения путем использования компьютерной техники, угоны транспортных средств, а также преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств. Отрадно, что в последнее время значительно сократилось количество подростков, употребляющих наркотические и токсические вещества.
Реалии нынешнего времени требуют от сотрудников ИДН активной работы в социальных сетях, проведения мероприятий по организации досуга подростков, поэтому многому приходится учиться, как повышая свой уровень образования, так и изучая опыт «воспитателей детских душ» из числа ветеранов милиции, вписавших значимые страницы в историю подразделения — Антонины Ивановны Лютаревич, в честь которой учрежден приз лучшему инспектору по делам несовершеннолетних Гродненской области, майора милиции в запасе Лилии Владиславовны Громыко, более 20 лет отдавшей воспитанию подростков района и многих-многих других. И нынешнее поколение сотрудников ИДН райотдела милиции достойно продолжает их славные традиции. Только за последнее десятилетие победителями и призерами областного конкурса профессионального мастерства неоднократно становились сотрудники ИДН райотдела милиции Анна Черепко и Андрей Лагутик, а последний в 2019 году примерил лавры призера и республиканского конкурса.
Меняются времена и нравы, за 85 лет не раз менялись структура и количественный состав подразделений, проводящих работу с подростками, но неизменным оставалось то, что сотрудники, выбравшие для себя эту важную и нелегкую службу на страже интересов несовершеннолетних, всегда стремятся найти общий язык с каждым ребенком и родителем, умеют достучаться до сердец, сопереживая и помогая тем, кто попал в беду.
С профессиональным праздником, уважаемые коллеги!
Председатель Совета ветеранов Гродненского РОВД
Владимир Бутрим