Одним из самых главных доказательств того, что человек действительно любит выбранную профессию и находится на своем месте, являются профессиональные достижения. Когда работа только в радость, каждый день приносит удовольствие, а служба становится призванием. И тогда в качестве приятного бонуса выступает заслуженная награда.
Наглядным примером профессиональной самореализации является старший участковый инспектор ИДН Гродненского РОВД Андрей Лагутик. Совсем недавно капитан милиции стал обладателем переходящего Почетного приза имени А.И.Лютаревич «Лучшему участковому инспектору по делам несовершеннолетних Гродненской области». К слову, приз вручается исключительно победителям областного этапа смотра-конкурса. Он гордо носит имя Антонины Ивановны Лютаревич, которая на протяжении 15 лет возглавляла инспекцию по делам несовершеннолетних Гродненского райотдела. Награда была учреждена в 2013 году генерал-майором В.В.Сычевским. Примечательно, что за семь лет своего существования четырежды его обладателями становились сотрудники именно Гродненского РОВД. Дважды – Анна Заневская и Андрей Лагутик.
– Что значит для Вас эта награда?
– По достоинству оценивается работа, сам человек. Любая награда мотивирует и вместе с тем накладывает определенные обязательства. Ищешь новые подходы в работе с несовершеннолетними. Стараешься помочь в любом случае, даже если это идет вразрез с собственными интересами. Не считаешься с личным временем. Выезжаешь в вечернее, а порой и ночное время, чтобы проконтролировать семью или подростка. Хотя я сам по себе такой человек – не могу поступить по-другому, проигнорировать. К счастью, дома понимают, что такова специфика профессии. В инспекции шестой год.
– Каковы критерии оценки работы участкового инспектора по делам несовершеннолетних?
– Самое приятное – это, конечно, благодарность человека, который встал на путь исправления и осознание того, что моя работа принесла положительный результат. Та же семья, из которой изымались дети. Через некоторое время видишь – люди уже даже машину купили, а ранее деньги тратили только на алкоголь. Улучшение есть, заметно благополучие. Хотя первое время для меня было странно и чуждо, когда детей забирают из семьи. Для маленького ребенка мама, какая бы она ни была – самая лучшая, он её простит в любом случае. Но понимаешь, что ребенок или погибнет, или станет таким же – с малолетства начнет употреблять алкогольные напитки. Ведь дурной пример заразителен. Нужно действовать радикально. Изъятие ребенка из семьи – не приговор. Это время нужно родителям, чтобы подумать и расставить приоритеты. Родителям, которые делают правильные выводы, детей возвращают. Всегда даю шанс. Если впервые выявляю, что мама пьяная, или есть другие замечания, когда ситуация не выходит за рамки дозволенного, если не существует реальной угрозы жизни и здоровью ребенка, то приезжаю на следующий день. Разговариваю уже с трезвыми, объясняю. Если не доходит, то сообщаю в соответствующие органы и совместно с субъектами профилактики начинаем работу над оздоровлением ситуации в семье.
– Как понять, что ситуация в семье неблагополучная?
– Это несложно. Если есть неблагополучие в семье, в первую очередь это отражается на детях. Дети как индикатор – изменяется внешний вид ребенка, культура общения, его нормы поведения. Главное – эти изменения вовремя заметить и принять необходимые меры. Также в ходе повседневной работы реагируем на все сигналы: укусила собака, обжегся кипятком, проглотил монету, получил тепловой удар, травму на улице, другие несчастные случаи. Дается правовая оценка ситуации. Если есть предпосылки к семейному неблагополучию, то в компетентные органы, учреждения образования поступает сообщение, что за данной семьей необходим усиленный контроль.
– Наверное, многие не понимают, обижаются, ненавидят. Как справляетесь с негативными эмоциями?
– Привыкаешь и абстрагируешься. Изначально все реагируют неадекватно. Но для этого я и пришел, чтобы защитить ребенка, его будущее. Сам отец, поэтому не могу равнодушно относиться к тому, что страдают дети.
– С кем сложнее иметь дело: с нерадивыми родителями или с трудными подростками?
– Везде есть свои нюансы. Нужно понимать, что подростковый мир – особое состояние и такой возраст, когда ты еще не взрослый, но уже и не ребенок. Обычно этот период протекает трудно как для самих детей, так и для взрослых. Был случай, когда мальчик звонил в дежурную часть и жаловался на родителей, что те не позволяют ему играть в компьютерные игры, пока он не сделает уроки. Объясняешь, что родители – самые близкие люди, и они как никто другой заботятся о благополучии своего ребенка: о его здоровье, образовании, воспитании, будущем.
– Назовите самые распространенные правонарушения среди подростков.
– Главное – употребление спиртных напитков, реже – нарушение ПДД и мелкое хулиганство. Приходится сталкиваться и с таким опасным пристрастием, как токсикомания. Обслуживаю территорию Путришковского, Вертелишковского, Озёрского сельских советов и часть города Скиделя. На данном административном участке находится семь учреждений образования. Всего в минувшем году мной проводилась индивидуальная профилактическая работа в отношении 34 подростков. По причине употребления большинством из них спиртных напитков. Алкоголь и несовершеннолетние – это вещи несовместимые. У меня на этот счет принципиальная позиция. Здесь не должно быть никаких поблажек.
Изначально, когда беседуешь с подростком, для себя уже понимаешь, что будет дальше. Будет ли толк от разговора или нужны иные методы. Некоторым достаточно один раз уделить внимание, а другим, как ни старайся, уже ничем не поможешь. Например, семнадцатилетний подросток, адекватный парень в прошлом – спортсмен, взял машину, чтобы покататься, и его задержали сотрудники ГАИ. Проведения профилактической беседы для него было достаточно. За год учета он не совершил более ни одного правонарушения. И есть другой подросток – его полная противоположность. Не успела комиссия по делам несовершеннолетних в третий раз рассмотреть его дело за употребление спиртных напитков, как в тот же вечер я ловлю его за очередным распитием алкоголя. Есть вариант, что поможет медикаментозное лечение – госпитализация в “Психиатрию-наркологию” на 21 день. Основная цель: оградить, вывести из запоя, пролечить. Проблема лишь в том, что, вернувшись в прежние условия и свое окружение, человек продолжает вести тот же образ жизни. Поэтому личное дело каждого – завязать с пагубной привычкой или оказаться в специальном лечебно-воспитательном учреждении.
– И как помогаете?
– Только словом. Ищешь индивидуальный подход. Узнаёшь человека изнутри: чем дышит, живет, увлекается, что для него важно и интересно. Его образ жизни, ход мыслей, обстановка в семье. Пытаешься поставить себя на его место, помочь выйти из обыденности, замкнутого порочного круга. И выстроить для себя определенную модель поведения с ним. Привлекаем школу, родителей, социальную службу. Есть профессионалы, которые помогают мне в профилактике. Социальный педагог одного из учебных заведений Гродненского района Иванчикова Елена Леонидовна – очень опытный специалист. Долго прожив в деревне, она знает про каждого подопечного подростка. Есть и свои секреты.
К слову, и сам уже предположительно знаешь, кто мог бы совершить правонарушение или преступление. Недавний факт – грабеж в Вертелишках. Утром поступила информация о том, что незнакомец в маске и шарфе с применением биты пытался ограбить мужчину. Потерпевший оказалась не из робкого десятка и дал отпор нападавшему, забрал биту. По описанию подозреваемого у меня возникло три-четыре варианта. Из особых примет – на бите был изображен российский флаг и мишка. Ранее у меня на учете состоял парень (ныне 18-летний), у которого родственники проживали в Геленджике. Там он часто отдыхал летом. Вечером того же дня встретили брата молодого человека, который и подтвердил наши подозрения. Действительно несколько лет назад старший брат в качестве сувенира привез из Геленджика биту, похожую по описанию. Здесь картинка и сложилась – преступник был задержан в тот же день.
Случается и такое, что и раскрывать ничего не приходится. Как было в Скиделе, когда несколько школьников проникли на неохраняемую территорию организации и попрыгали на машине, тем самым её повредив. О том, какие они “крутые” ребята, был снят проморолик, который подростки собирались разместить в соцсетях. Вот так желание популярности и “хайпа” вокруг себя сыграло с ними злую шутку.
– Что в дальнейших планах?
– Работу свою знаю и люблю. Думаю, что нахожусь на своем месте. Пока не стремлюсь к руководящим должностям. Не люблю отвечать за других. Лучше всего совершенствоваться самому, чтобы еще более добросовестно выполнять свою работу. Самое главное, что получается.
Ирина Заговора
Источник: grodno.mvd.gov.by/ru/news/1456