Мотосезон подошел к концу. Первые итоги подводят и мотоциклисты, и ответственные службы, и сами горожане. Он, можно сказать, выдался напряженным: количество аварий с участием мотоциклистов возросло, а от жителей спальных районов поступали жалобы на шум. Как в ГАИ рассмотрели проблемы и что думают горожане о мотоциклистах? Денис, 20 лет, электрик: – Как водителю байкеры мне не мешают. Хотя правила нарушают, но и водители авто тоже не всегда «паиньки». Один большой минус – мой дом находится рядом с объездной дорогой, по ночам шум мешает спать. Рев приличный стоит. Я хоть и крепко сплю, но пару раз подрывался. Анна, 24 года, журналист: – Я считаю, это безбашенные люди, которые не особо задумываются о своей и чужой безопасности. Когда едешь в городе, сразу напрягаешься, если видишь их рядом. Я понимаю, что не все такие, но кто знает, что на уме у конкретного мотоциклиста. А как они лавируют в потоке машин, подрезают? Андрей, 30 лет, военный – Сам когда-то был мотоциклистом и могу сказать, что это люди особого склада, они дружные, всегда поддержат. Как по мне, это должно быть в крови. Но за всем этим стоит большая опасность. Некоторые в определенный момент теряют чувство страха. Подвергают опасности себя и окружающих. И очень мешает, что гоняют ночью по спальным районам. Не зря в некоторых странах вообще запрещено ночью ездить в жилых районах, есть ограничения по децибелам. Владимир, 70 лет, пенсионер: – Когда едет красивый мотоцикл, а водитель, как положено, в специальной одежде, на него приятно глянуть. Но есть мотоциклисты, у которых сносит крышу. То красуются на одном колесе, то руки с руля убирают. И то, что глушители снимают, нехорошо. Даже днем гул мешает, а про ночь уже нечего и говорить. Ирина 42 года, расфасовщик мясопродукции: – Я не водитель, поэтому по поводу дороги ничего сказать не могу. Но на улице Врублевского по ночам гоняют, спать невозможно, особенно летом. Подрываешься постоянно среди ночи от шума. Стоило бы внести изменения в законодательство, как-то повлиять на эти ночные поездки. Изменения в законодательстве В этом году в Беларуси появились два изменения в правовых актах, касающиеся мотоциклистов. Напрямую первое вступило в силу в апреле в части экзамена. Уже давно эксперты подчеркивали, что он для будущих мотоциклистов слишком легкий. – Раньше при сдаче было всего два экзаменационных элемента: змейка и коридор. Теперь же элементов стало гораздо больше. Сотрудники ГАИ давно подчеркивали, что старая программа не дает нужных навыков мотоциклисту. Райдеры не всегда могут избежать аварии, они не знают, что делать в экстренной ситуации. Да, процент сдачи экзамена с первого раза снизился до 45%, это говорит о том, что на дороги попадут действительно обученные мотоциклисты, – подчеркнул начальник отдела агитации и пропаганды ГАИ УВД облисполкома Андрей Цыдик. Второе изменение относится к тем, у кого уже есть право на управление мотоциклом. Теперь райдеры, которые ездят на одном колесе, не держат руки на руле, а ноги на подножке, будут наказаны штрафом в размере 5-10 базовых величин с возможностью лишения водительских прав на полгода. Мотопатрулирование До этого мотоциклы использовали только сотрудники отдельного специального взвода «Дельта», теперь же и в батальоне ДПС активно привлекают этот вид транспорта. Смена мотопатруля длится с 5 вечера до 3 утра, раньше расписание было другое, но с учетом пожелания горожан время дежурства мотопатруля изменили. – После столицы Гродненская область одна из первых стала использовать в своей работе мотоциклы. На постоянной основе мы стали привлекать их только в этом году. По-моему мнению, милиция и даже скорая помощь должны активно использовать этот вид транспорта. Предположим, случилась пробка на мосту. На машине ее не объедешь, а мотоцикл отлично справится с этой проблемой. У нас уже были такие случаи. Мотопатрулирование – перспективное направление работы. Мы планируем расширить сферу его применения, – рассказал начальник отдела агитации и пропаганды ГАИ УВД облисполкома Андрей Цыдик. Мотопатруль крайне эффективен в городской черте, мотоцикл позволяет проехать там, где для авто это невозможно. Сотрудники ДПС ездят на BMW F800GS – мощная машина весом более 300 килограммов отлично маневрирует и может ехать почти по любому ландшафту. Оборудован мотоцикл радиоприемником, звуковыми и световыми сигналами. – Как правило, водители мотоциклов останавливаются, уехать не пытаются. Но в этом году ситуация на дорогах напряженная. За 8 месяцев текущего года произошло 29 ДТП с участием мотоциклистов, погибли 2 человека. В 2017 году за аналогичный период происшествий было в 2 раза меньше – 14. Кроме ДТП хватает и других нарушений со стороны мотоциклистов, с начала этого года их больше 1000, –поясняет инспектор ДПС отдельного специального взвода ДПС ГАИ УВД облисполкома капитан милиции Дмитрий Демещик. Сотрудники ДПС отмечают, что наиболее частые нарушения у мотоциклистов – это превышение скорости и езда без регистрационных знаков. – Да, гоняют, такая проблема есть, но мы предпринимаем все возможные меры. На Ольшанке сейчас стало гораздо тише, тем более на новом участке дороги теперь есть видеокамеры. Сотрудники ДПС приезжают на места, откуда поступают жалобы, посещают сборы мотоциклистов, – отмечает Андрей Цыдик. Чтобы попасть в мотопатруль, нужно пройти специальное обучение. О занятиях рассказывает инспектор ДПС отдельного специального взвода ДПС ГАИ УВД облисполкома капитан милиции Александр Вороновский: – Занятия проходили в Минске на территории аэроклуба. Приезжали мастера из Санкт-Петербурга и проводили интенсивные курсы тренировок. На самом деле не все так просто. Езда на мотоцикле в городе – это особое направление. Уже в самом начале занятий понял, что действительно очень многого не знаю. На курсах учат, как правильно управлять мотоциклом и контраварийному вождению. Навыки получил серьезные. Можно сказать, что сотрудники мотопатруля лучше понимают мотоциклистов, потому что сами ездят на двухколесном транспорте. Совместный проект Оказалось с течением времени, что и сами байкеры не хотят, чтобы их считали лихачами. Совместный проект мотоспортсменов, членов мотоклуба «Носороги» и ГАИ эффективно работает. В Гродно мотоциклистов c конца августа учили контраварийному вождению, в следующем мотосезоне занятия продолжатся. Тренировки проходили на автодроме на улице Понемуньской. Там мотоциклисты совершенствовали свои навыки и подтягивали новичков. Об этом проекте мы рассказывали ранее. – Если погода позволит, будем тренироваться до начала ноября. На холодном асфальте опасно просто ездить, не то что элементы выполнять. К нам ходят уже более 40 человек, приросли в 2 раза с начала августа. Люди занимаются, есть те, кто просит совета. Мы им без всяких вопросов объясняем, показываем. Важно, чтобы как можно больше мотоциклистов освоили контраварийное вождение. Это значительно занижает уровень аварийности. В следующем году тренировки продолжатся. Планируем закупить новые конусы, чтобы размечать трассу, приобрести экран, чтобы выводить на него результаты заездов, – рассказывает Дмитрий, член мотоклуба «Носороги». Ответ на волнующий вопрос Наказывают ли мотоциклистов за слишком громкую езду? – За шум наказания не предусмотрено, да и его уровень проверяется на специальных станциях в Минске. Стоит отметить, что шумно, не всегда значит быстро. Например, есть такие модели мотоциклов, которые даже на небольшой скорости едут очень громко. Есть ли особые правила парковки для мотоциклистов? – Каких-то особых пунктов для мотоциклистов нет, они должны парковаться по существующим Правилам дорожного движения. Например, торговый центр OldCity просто по своему желанию выделил отдельную парковку для райдеров, но они свободно могут занимать и обычные места.