Несколько лет назад психологи выделили новый вид травли – кибербуллинг. Это вид травли с применением интернет-технологий, включающий оскорбления, угрозы, клевету, компромат и шантаж, с использованием личных сообщений или общественного канала.
Для кибербуллинга нет необходимости личного присутствия. Все действия совершаются с использованием емейлов, сообщений в мессенджерах и соцсетях, а также посредством выкладывания фото и видео-материалов, содержащих губительную для репутации жертвы информацию, в общественную сеть.
Кибербуллинг в социальных сетях занял прочное место. Проявления могут включать оскорбления в комментариях, личных сообщениях и публичных беседах. Домогательства интимного, материального или любого другого характера могут исходить от реального ближайшего окружения, а также от совершенно незнакомых людей, случайно заметивших профиль жертвы. Подобному террору характерна настойчивость, вмешательство в личное время, наличие угроз.
Жертвы кибербуллинга обычно более уязвимы, чем те, кто подвергается непосредственным нападкам. Это объяснимо самими особенностями травли в интернет-пространстве, происходящей постоянно. Нет защиты в виде прекращения учебного дня – в личную жизнь могут вмешиваться постоянно, в любое время суток и по всевозможным источникам. Конечно, с одной стороны, агрессора можно заблокировать, добавить в черный список, однако не дает гарантии, что человек не станет использовать другой аккаунт или другую сеть общения. Спрятаться дома не получится, точно так же, как и попросить защиты у старших или руководящих – регламент общения онлайн не подразумевает вмешательства других людей. Единичные случаи конфликтов и оскорблений не могут расцениваться, как кибербуллинг.
Еще одна особенность, делающая кибербуллинг более мощным оружием, чем нападки в реальной жизни – это скорость распространения информации. В интернете информация распространяется в секунды, и компрометирующее видео может быть просмотрено всеми общими знакомыми и сотней посторонних людей в течение десяти минут после съемки. Кроме того ширина задействованной аудитории при использовании не личных сообщений достигает колоссальных размеров.
Удалить полностью информацию, попавшую в сеть практически невозможно и требует больших затрат, как времени, так и сил. Кроме этой сложности противостоять кибератакам мешает возможность анонимности. В большинстве случаев для кибербуллинг травли создаются искусственные страницы и адреса, человек не выдает своей личности и продолжает нервировать жертву, не раскрывая своей личности.
Подвергаются такому нападению те, кто является жертвой и в реальной жизни. Чтобы человек ни разу не подвергся издевательству в школе, но страдал от атак в интернете, не бывает. Категория риска – подростки, для которых крайне важна оценка окружающих и собственная внешняя презентация в мире. Это повышает чувствительность к любым высказывания, начиная от характеристик личности и ума и заканчивая комментариями аватарки. Кибербуллинг в социальных сетях не заметен для взрослых, а сами дети не спешат сознаваться в подобном и просить помощи. Понять, что происходит можно по косвенным признакам, например, таких как закрытость. В процессе постоянно действующих стрессовых факторов нарушается сон, снижается настроение, могут появляться различные боли, ухудшиться общее состояние здоровья. Поскольку в школьном возрасте кибербуллинг часто производится одноклассниками, то это может отражаться на посещаемости школы, а также успеваемости, могут пропадать личные вещи. Кроме этого, интернет-травля может сочетаться с непосредственным буллингом, тогда возможны ссадины и синяки от побоев.
Последствия интернет-террора могут вызвать как протест в посещении школы, так и тяжелые личностные изменения. В особо тяжелых формах, когда атаки производятся регулярно и используются крайне жестокие методы, возможны случаи депрессии, неврологические расстройства и суицидальные попытки.
Вычислить обидчика также трудно, ведь он может не обладать физической силой или авторитетом среди остальных сверстников, чтобы испортить кому-то жизнь, особенно если действия совершаются анонимно.
Каковы причины кибербулинга? Кто-то подобным образом пытается завоевать себе авторитет, такие личности не используют анонимные аккаунты, а их стремление выделиться может распространяться не только на соцсети. Некоторые таким образом пытаются демонстрировать силу или восполнять ее недостаток в реальной жизни. Невозможность быть лучшим в реальности, показать стоящие достижения или просто низкая самооценка, комплексы могут провоцировать человека на унижение других. В таких вариантах жертвой нападок становятся те, кто чем-то лучше и успешнее.
Кто-то имеет жестокое чувство юмора и при помощи издевательства над другими справляется со своей скукой. Яркое эмоциональное реагирование жертвы на постоянные уколы рождает интерес, повышает уровень адреналина, дает ложное ощущение власти. Такие люди играют в других, не осознавая, что с другой стороны экрана вполне живой человек, который от подобных действий может покончить с собственной жизнью. Завершение любых отношений, зависть и ссоры способны вызвать желание мести, а вместе с тем и как размещение провокационной информации, так и преследование и с намерением вернуть.
Важно помнить о том, что кибербуллинг, как и прямое психологическое насилие при наличии совокупности обстоятельств являются уголовно наказуемыми. Личность агрессора можно установить.
Как вести себя в таких ситуациях? При фактах угроз, преследований, шантажа и прочих вариантах необходимо сохранять страницу с данными сообщениями или материалами – лучше всего сделать скрин-шот или распечатать, чтобы остались доказательства, поскольку агрессор может потом все данные удалить.
В случае продолжающихся атак в любом меседжере есть функция блокировки, также она присутствует во многих сетях и касается всего профиля. Такое прерывание общения может помочь избежать продолжения кибербуллинга, но бесполезно, если используется распространение видео или фотографий через другие сервисы общего доступа, например Ютуб. В этих случаях можно обратиться к администрации сайта, ведущим группы или чата, в зависимости от платформы размещения компрометирующей информации.
Никогда не стоит следовать требованиям агрессора, вступать в переговоры или пытаться откупиться – если нет понимания на уровне человеческого общения, то необходимо блокировать всякую связь и игнорировать поступающие сообщения.
Когда атаки продолжаются, несмотря на блокировку (агрессор может писать с других страниц и адресов) или имеют прямые угрозы, то необходимо обращаться в правоохранительные органы, с фактами, подтверждающими факт угроз. Обращения в милицию заслуживают и случаи порнографического и интимного террора. Скорее всего, буллер не остановится после заявления в милицию – этот человек уже длительное время преследует и не понимает, что причиняет вред своим поведением. Важно понимать, что отступать или пытаться объяснить нельзя – при каждом следующем инциденте сообщайте в соответствующие органы.
Чтобы не допустить развитие простого спора в кибербуллинг необходимо научить ребенка грамотно реагировать на критику, а также разграничивать, когда уместно доказывать свое мнение, а когда лучше покинуть ресурс, в котором происходит общение. Сюда же стоит отнести культуру поведения в сети, поскольку многие не осознавая ответственности, могут вести себя довольно агрессивно или ранить другого человека неаккуратным высказыванием, за что потом получают длительную атаку.
Необходимо просвещать относительно интернет-грамотности, поскольку многим случаям шантажа и издевательства способствует неосторожность жертвы. Выкладывая в сеть всю информацию о себе, личные видео, фотографии о проведенных днях и тому подобное, без правильных настроек приватности, человек выставляет наиболее уязвимые места под атаку агрессоров.
Отдельно внимание необходимо уделить паролям для учетных записей и устройств с персональной информацией (ноутбуки, смартфоны, планшеты и прочее), чтобы предотвратить возможность взлома или рассылки неподобающей информации от имени жертвы.
Игорь Белозеров