Защита конституционного строя, обеспечение мира и согласия в обществе, реализация принципов социальной справедливости, создание необходимых условий для поступательного экономического развития – важнейшие приоритеты белорусского государства. Руководством страны последовательно и настойчиво предпринимаются необходимые меры по дальнейшему укреплению законности и правопорядка, недопущению проникновения криминала в органы государственного управления, в политическую и экономическую сферы. Под руководством Главы государства в республике ведется широкомасштабная и бескомпромиссная борьба с коррупцией, ставшей в XXI веке проблемой международного масштаба. Более подробно об этом явлении рассказывает начальник УБЭП УВД Игорь Самолетов.
– Коррупция – сложный социальный феномен, исторические корни которого уходят в глубокую древность, и связаны, прежде всего, с обычаем делать подарки вождям или жрецам, чтобы добиться их расположения и впоследствии поддержки в решении возникающих проблем в своих корыстных интересах. Исторический экскурс показал, что в октябре 1917 года со сменой государственного устройства и формы правления власть не устранила коррупцию как явление, было принято решение борьбы с ней. 8 мая 1918 года был издан Декрет СНК РСФСР «О взяточничестве», который предусматривал уголовную ответственность за взяточничество, а именно лишение свободы на срок не менее 5 лет, соединенное с принудительными работами на тот же срок. В дальнейшем ответственность за взяточничество устанавливалась Уголовным кодексом РСФСР 1922 года, 1926-го, 1960-х, в которых уже регламентировалась ответственность за получение взятки, дачу взятки, посредничество во взяточничестве и провокацию взятки.
– Во второй половине XX века коррупция начала все больше становиться международной проблемой.
– Впервые о коррупции во властных структурах открыто заговорили в 1990 году, когда президент Пакистана отправил правительство в отставку в связи с обвинениями в коррупции и некомпетентности. В Италии в 1992 году в ходе проведения операции «Чистые руки» были вскрыты многочисленные факты коррупции в высших эшелонах власти страны. Проведенные в Японии в 1997 году исследования показали, что исключительно высокий уровень коррупции сложился в японской деловой среде. В Германии, согласно официальной полицейской статистике, за период 1997-1999 гг. в получении взяток было уличено более 2 тыс. государственных чиновников. По оценкам специалистов, ежегодные потери страны от заключения различных контрактов за взятки оценивались в 10 млрд. немецких марок. В 2007 году следствием громкого коррупционного скандала в крупнейших немецких компаниях «Сименс» и «Фольксваген» стало увольнение более 130 руководителей различных подразделений концернов. В Соединенных Штатах, по заявлению заместителя государственного секретаря за период с 1994 по 1998 годы американские компании потеряли при заключении международных контрактов около 24 млрд. долл. по причинам, связанным с коррупцией. Россия по степени коррумпированности государственной власти в конце 90-х годов прошлого столетия входила в первую десятку наиболее неблагополучных в данном отношении стран мира.
– Коррупция всегда активно развивается, когда страна находится в стадии реформ и особенно при переходе от жестко централизованной к рыночной экономике.
– Согласно глобальному индексу восприятия коррупции за 2018 год самой «чистой» страной признана Дания, а последнее место в рейтинге заняла Сомали. Беларусь в общем списке из 180 стран занимает 70-е место (к примеру: Россия – 138 место, Украина – 120, Польша – 36). Коррупция является следствием общих политических, социальных и экономических проблем государства. Она уменьшается в здоровом в экономическом, политическом и социальном плане государстве, где эффективны производство и распределение общественных благ, осуществляется действенный контроль в системе управления. Коррупция всегда наносит ущерб общественным интересам – прямой или косвенный. Если ей не поставлен действенный заслон, она стремительно разрастается, поражая все новые и новые сферы. Как социальное явление коррупция достаточно многолика и многогранна. Проявляется в совершении преступлений коррупционной направленности (хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, дача взятки, получение взятки и т.д.), административных правонарушений (мелкое хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, нецелевое использование бюджетных средств и средств внебюджетных фондов. Важными мерами по профилактике коррупции являются формирование в обществе нетерпимости к коррупционным проявления, а также неотвратимость ответственности за совершение подобного рода правонарушений.
– Базовым документом, на основе которого организуется антикоррупционная деятельность в нашей стране, является Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией», принятый в июле 2015-го.
– С учетом изменившихся условий и накопленного практического опыта противодействия коррупционным проявлениям в нем дано правовое определение понятия «коррупция» –умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей в целях противоправного получения имущества или другой выгоды в виде работ, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или третьих лиц, а равно подкуп государственного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для них или третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей, а также совершение указанных действий от имени или в интересах юридического лица, в том числе иностранного. Важной профилактической мерой в противодействии коррупции назван Декрет Президента Республики Беларусь №3 от 10 мая 2019 года «О дополнительных мерах по борьбе с коррупцией» (далее – Декрет). Главная же его цель в том, чтобы человек, наделенный властными полномочиями, крепко задумался, прежде чем преступить черту закона, и четко осознавал последствия своих деяний и неизбежность наказания, как главный фактор, сдерживающий коррупцию. Правонарушитель должен знать и понимать, что если он решится на совершение преступления, свою вину искупит «от звонка до звонка». Такой опыт уже практикуется в иных государствах, например, в России и Казахстане. Под действие Декрета подпадают лица, осужденные за совершение преступлений против интересов службы, а также осужденные за совершение преступлений, сопряженных с использованием должностным лицом своих служебных полномочий. Осужденные за такие преступления теперь не смогут рассчитывать на условно-досрочное освобождение или замену назначенного судом наказания на более мягкое. В обществе сложилось мнение, что коррупция – это взяточничество, но суть этого явления гораздо шире. Это проблема глобального характера. И она не сводится только к даче и получению взяток.
– Согласно Декрету четко определены 10 составов коррупционных преступлений.
– Статья 210 УК (хищение путем злоупотребления служебными полномочиями), ч.2 и ч.3 ст.235 УК (легализация («отмывание») средств, полученных преступным путем), статья 424 УК (злоупотребление властью или служебными полномочиями), статья 425 УК (бездействие должностного лица), ч.2 и ч.3 статьи 426 УК (превышение власти или служебных полномочий при совершении из корыстной или иной личной заинтересованности), статья 429 УК (незаконное участие в предпринимательской деятельности), статья 430 УК (получение взятки), статья 431 УК (дача взятки), статья 432 УК (посредничество во взяточничестве), статья 455 УК (злоупотребление властью, превышение власти либо бездействие власти при совершении из корыстной или иной личной заинтересованности). Издание указанного Декрета направленно на минимизацию «привлекательности» совершения коррупционных деяний и исключение предпосылок для коррупционного поведения. Акцент делается в первую очередь на профилактическую составляющую.
– В Беларуси постоянно снижается число зарегистрированных уголовно наказуемых деяний. Вместе с тем факты коррупции за последние пять лет участились. С одной стороны – это результат работы правоохранительных органов по их выявлению и пресечению, с другой – явные недостатки в предупредительной деятельности государственных органов и организаций.
– В 2019 году подразделениями БЭП Гродненской области во взаимодействии с правоохранителями и контролирующими органами проведена значительная работа по выявлению и пресечению проявлений коррупции, установлению причин и условий их порождающих. И официальные статистические данные тому подтверждение. За 8 месяцев 2019 года возбуждено 326 уголовных дел. На территории области преступления с признаками коррупции наиболее распространены в следующих сферах (по наибольшему количеству): транспорт – 63 преступления, АПК и переработка – 53, образование – 43, таможенная деятельность – 33, строительство – 25, деятельность банков – 18. Также в текущем году возбуждено 341 уголовное дело по фактам совершения преступлений против интересов службы.
– Хотелось бы узнать о наиболее ярких примерах работы правоохранителей.
– По материалам УБЭП КМ УВД возбуждено уголовное дело ч.1 ст.430 УК в отношении одного из должностных лиц ОАО «Гродно Азот», который в 2017 – 2018 годах, за благоприятное решение вопросов, входящих в его компетенцию, и выполнение в интересах одного из закрытых акционерных обществ г.Минска (далее – ЗАО) действий, принял от заместителя директора незаконные вознаграждения в виде строительных материалов, В поле зрения сотрудников БЭП попало и должностное лицо ОАО «Гродненский мясокомбинат», задержание с поличным которого проводилось на территории Минской области, где он от директора частного предприятия г.Минска получил в качестве взятки 5 270 долларов за благоприятное решение вопросов, входящих в его компетенцию, связанных с закупкой товаров. Расследование данного дела продолжается и уже установлено более 6 фактов получения незаконных вознаграждений указанным должностным лицом.
– В борьбе с коррупцией кроме правоохранительных органов активную позицию должны занимать иные заинтересованные.
– Порой работа кадровых, юридических и иных служб, цель которых – соблюдение ограничений, специальных требований финансового контроля в отношении государственных должностных лиц, ведется ненадлежащим образом. Из-за этого проявляются кадровые просчеты, и на руководящие должности назначались лица с низким уровнем правосознания и нравственности, недостаточными профессиональными качествами. Руководители и должностные лица не знают норм антикоррупционного законодательства. А в результате у них низкая требовательность к подчиненным сотрудникам по его соблюдению. И это, в свою очередь, нацеливает на работу правоохранительные органы. Конечно, качественное формирование кадрового резерва – задача непростая, однако абсолютно необходимая. Эти люди проходят жесткий отбор по профессиональным качествам, но ведь не каждый из них, к сожалению, способен брать на себя ответственность, принимать непростое решение в интересах государства, не увязнув при этом в болоте бюрократизма.
– Чтобы определить способы борьбы с коррупцией, необходимо разобраться в причинах ее возникновения.
– Проанализировав мировой опыт в этой области, можно выделить 3 основные причины: низкая заработная плата чиновников высшего ранга; бюрократия; несовершенная законодательная база и неэффективные действия госоргана. Если посмотреть, как обстоят дела в нашей стране по первому пункту, у нас заработная плата чиновников вполне соизмерима, для нынешнего уровня развития экономики, с высокооплачиваемыми профессиями. А вот по второму пункту нам есть, над чем работать. Здесь самое главное – создание полноценного электронного правительства, перевод на электронную основу всей процедуры принятия решений. Замена бумажного документооборота электронным должна быть полной, касаться всех аспектов принятия решений и дискуссий, которые должны вестись в управленческих чатах. Решения в этом случае будут принимать гораздо быстрее и, что важно, с вечным хранением связанной с ними информации. А контролеры получат свободный и незаметный для проверяемых доступ к их деятельности. Прозрачность принимаемых решений, наличие большого количества контуров обратной связи может ограничить коррупцию. В мировом рейтинге Республика Беларусь относится к группе стран, имеющих большой потенциал и демонстрирующих динамику развития информационно-коммуникационных технологий. Касательно карательных мер, у нас довольно эффективное законодательство, где-то даже чрезвычайно жесткое. Но мы тоже должны понимать: чем жестче законы, тем дороже обходится государству эта борьба. Поэтому, думаю, и важна просветительская работа, формирование таких ценностей, чтобы никому и в голову не приходило нарушать закон. Большим подспорьем в работе по борьбе с бюрократизмом, правонарушениями, в том числе и на коррупционной почве, являются работа с обращениями граждан, деятельность телефонов горячей линии, телефонов доверия, телефонов обратной связи, проведение единых дней информирования, деятельность информационно-пропагандистских групп, встречи руководителей с трудовыми коллективами, прием граждан по месту их жительства, а также реализация в деятельности государственных органов и организаций заявительного принципа «Одно окно». Важное место в работе по противодействию коррупции, созданию в обществе атмосферы нетерпимости к правонарушениям, правовому нигилизму, формированию у граждан правовой культуры отводится печатным и электронным СМИ. Правоохранительные же органы, в том числе органы внутренних дел, как противодействовали проявлениям коррупции, так и буду принимать исчерпывающие меры для обеспечения безопасности и борьбы с ней.
Игорь Белозеров
Источник: grodno.mvd.gov.by/ru/news/1079