Защита конституционного строя, обеспечение мира и согласия в обществе, реализация принципов социальной справедливости, создание необходимых условий для поступательного экономического развития — важнейшие приоритеты белорусского государства.
Руководством страны последовательно и настойчиво предпринимаются необходимые меры по дальнейшему укреплению законности и правопорядка, недопущению проникновения криминала в органы государственного управления, в политическую и экономическую сферы. Под руководством Главы государства в республике ведется широкомасштабная и бескомпромиссная борьба с коррупцией, ставшей в XXI веке глобальной проблемой международного масштаба. Более подробно об этом явлении рассказывает начальник УБЭП УВД Олег Самолетов.
— Коррупция — сложный социальный феномен, исторические корни которого уходят в глубокую древность и связаны, прежде всего, с обычаем делать подарки вождям или жрецам, чтобы добиться их расположения и впоследствии поддержки в решении возникающих проблем в своих корыстных интересах. Исторический экскурс показал, что в октябре 1917 года со сменой государственного устройства и формы правления, власть не устранила коррупцию как явление и было принято решение борьбы с ней. 8 мая 1918 года был издан Декрет СНК РСФСР «О взяточничестве», который предусматривал уголовную ответственность за взяточничество, а именно лишение свободы на срок не менее 5 лет, соединенное с принудительными работами на тот же срок. В дальнейшем, ответственность за взяточничество устанавливалась Уголовными кодексами РСФСР от 1922, 1926, 1960 года, в которых уже регламентировалась ответственность за получение, дачу, провокацию взятки, посредничество во взяточничестве.
— Во второй половине XX века коррупция начала все больше становиться международной проблемой.
— Впервые о коррупции во властных структурах открыто заговорили в 1990 году, когда президент Пакистана отправил правительство в отставку в связи с обвинениями в коррупции и некомпетентности. В Италии в 1992 году в ходе проведения операции «Чистые руки» были вскрыты многочисленные факты коррупции в высших эшелонах власти страны. Проведенные в Японии в 1997 году исследования показали, что исключительно высокий уровень коррупции сложился в японской деловой среде. В Германии, согласно официальной полицейской статистике, за период 1997-1999 гг. в получении взяток было уличено более 2 тыс. государственных чиновников.
По оценкам специалистов, ежегодные потери страны от заключения различных контрактов за взятки оценивались в 10 млрд. немецких марок. В 2007 году следствием громкого коррупционного скандала в крупнейших немецких компаниях «Сименс» и «Фольксваген» стало увольнение более 130 руководителей различных подразделений этих концернов. В Соединенных Штатах, по заявлению заместителя государственного секретаря США, за период с 1994 по 1998 год американские компании потеряли при заключении международных контрактов около 24 млрд. долл. по причинам, связанным с коррупцией. Россия по степени коррумпированности государственной власти в конце 90-х годов прошлого столетия входила в первую десятку наиболее неблагополучных в данном отношении стран мира.
— Коррупция всегда активно развивается, когда страна находится в стадии реформ и особенно при переходе от жестко централизованной к рыночной экономике.
— Согласно глобального индекса восприятия коррупции за 2020 год, самыми «чистыми» странами признаны Дания и Новая Зеландия, а последнее место в рейтинге заняли Южный Судан и Сомали. Беларусь в общем списке из 180 стран занимает 63-е место (соседи: Россия — 129 место, Украина — 117, Польша – 45, Латвия – 42, Литва — 35). И Беларусь, хочу отметить, ежегодно улучшает свои позиции – к примеру, в 2018 году мы были на 70 месте, в 2019 году на 66 месте. Коррупция является следствием общих политических, социальных и экономических проблем государства. Коррупция уменьшается в здоровом в экономическом, политическом и социальном плане государстве, где эффективны производство и распределение общественных благ, где осуществляется действенный контроль в системе управления.
Коррупция всегда наносит ущерб общественным интересам — прямой или косвенный. Если коррупции не поставлен действенный заслон, она стремительно разрастается, поражая все новые и новые сферы. Как социальное явление коррупция достаточно многолика и многогранна. Коррупция проявляется в совершении преступлений присущей ей направленности (хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, дача взятки, получение взятки и т.д.), административных правонарушений (мелкое хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, нецелевое использование бюджетных средств и средств внебюджетных фондов, нарушение порядка проведения процедур закупок и другие составы, подпадающие под составы Кодекса об административных правонарушениях), дисциплинарных правонарушений, т.е. использовании своего статуса для получения некоторых преимуществ, за которое предусмотрено дисциплинарное взыскание, запрещенных гражданско-правовых сделок (например, принятие в дар или дарение подарков, оказание услуг госслужащему третьими лицами).
Важными мерами по профилактике коррупции являются формирование в обществе нетерпимости к коррупционным проявлениям, а также неотвратимость ответственности за совершение подобного рода правонарушений. С позиции социологического подхода коррупция является социальной болезнью, синдром больного общества, ярким примером социальной дисфункции, обусловленной противоречием между индивидуальными целями членов социальной организации и целями самой организации, а также между формально-логической сущностью социальной организации и социальной природой.
— Базовым документом, на основе которого организуется антикоррупционная деятельность в нашей стране, является Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» №305-3, принятый 15 июля 2015 года.
— С учетом изменившихся условий и накопленного практического опыта противодействия коррупционным проявлениям в нем дано правовое определение понятия «коррупция» — умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей в целях противоправного получения имущества или другой выгоды в виде работ, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп государственного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей, а также совершение указанных действий от имени или в интересах юридического лица, в том числе иностранного.
Важной профилактической мерой в противодействии коррупции назван Декрет Президента Республики Беларусь № 3 от 10 мая 2019 года «О дополнительных мерах по борьбе с коррупцией» (далее — Декрет). Главная же цель декрета в том, чтобы человек, наделенный властными полномочиями, серьезно задумался, прежде чем преступить черту закона, четко осознавал последствия своих деяний и неизбежность наказания, как главный фактор, сдерживающий коррупцию. Правонарушитель должен знать и понимать, что если он решится на совершение преступления, то свою вину искупит «от звонка до звонка». Такой опыт уже практикуется в иных государствах, например, в России и Казахстане. Под действие Декрета подпадают лица, осужденные за совершение преступлений против интересов службы, а также осужденные за совершение преступлений, сопряженных с использованием должностным лицом своих служебных полномочий. Осужденные за такие преступления теперь не смогут рассчитывать на условно-досрочное освобождение или замену назначенного судом наказания на более мягкое. В обществе сложилось мнение, что коррупция — это взяточничество, но суть этого явления гораздо шире. Коррупция является проблемой глобального характера. И она не сводится только к даче и получению взяток.
В текущем году подразделениями БЭП Гродненской области во взаимодействии с правоохранителями и контролирующими органами проведена значительная работа по выявлению и пресечению проявлений коррупции, установлению причин и условий их порождающих. И статистические данные тому подтверждение. За 10 месяцев 2021 года по результатам работы правоохранительных органов в Гродненской области возбуждено более 110 уголовных дел по фактам совершения преступлений с признаками коррупции, более 75% из которых выявлены органами внутренних дел. Отмечается рост в 25% числа лиц, признанных подозреваемыми по уголовным делам о преступлениях с признаками коррупции (возбужденным по материалам территориальных ОВД области).
Если говорить о распространенности коррупционных проявлений исходя из выявленных нами преступлений, то это в первую очередь агропромышленный комплекс и связанная с ним перерабатывающая промышленность, а также торговля и строительство. Касаемо конкретных видов преступлений с признаками коррупции, которые были выявлены нами, то первое и второе место занимают факты хищения путем злоупотребления служебными полномочиями (61% от общего числа) и получение взяток (более 28% от общего числа).
— Хотелось бы узнать о наиболее ярких примерах работы правоохранителей.
— Сотрудниками УБЭП КМ УВД в этом году с поличным, при получении взятки задержан руководитель крупного государственного предприятия, занимающегося поставкой ветеринарных препаратов для сельскохозяйственных предприятий региона, который за заключение с коммерческой структурой договора на поставку ветеринарных препаратов и дезинфицирующих средств, организацию исполнения договора и обеспечение своевременных расчетов, получил от представителя коммерческой структуры взятку в сумме более 27 тыс. рублей. По результатам расследования уголовного дела и рассмотрения его в суде, фигурант приговорен к лишению свободы и выплате крупного штрафа.
По материалам службы БЭП возбуждено уголовное дело в отношении начальника автотранспортного цеха одного из крупных перерабатывающих предприятий Гродно, который за обеспечение заключения договоров на ремонт и техническое обслуживание транспортных средств, получил взятки от представителей коммерческих структур на сумму свыше 7 тыс. рублей. Уголовное дело в настоящее время рассматривается в суде.
— В борьбе с коррупцией кроме правоохранительных органов активную позицию должны занимать иные заинтересованные.
— Порой работа кадровых, юридических и иных служб, цель которых — соблюдение ограничений, специальных требований финансового контроля в отношении государственных должностных лиц, ведется ненадлежащим образом. Из-за этого проявляются кадровые просчеты, и на руководящие должности назначались лица с низким уровнем правосознания и нравственности, недостаточными профессиональными качествами. Руководители и должностные лица не знают норм антикоррупционного законодательства. А в результате у них низкая требовательность к подчиненным сотрудникам по его соблюдению. И это в свою очередь нацеливает на работу правоохранительные органы. Конечно, качественное формирование кадрового резерва — задача непростая, однако абсолютно необходимая. Эти люди проходят жесткий отбор по профессиональным качествам, но ведь не каждый из них, к сожалению, способен брать на себя ответственность, принимать непростое решение в интересах государства, не увязнув при этом в болоте бюрократизма.
— Чтобы определить способы борьбы с коррупцией, необходимо разобраться в причинах ее возникновения.
— Проанализировав мировой опыт в этой области, можно выделить 3 основные причины: низкая заработная плата чиновников высшего ранга; бюрократия; несовершенная законодательная база и неэффективные действия госоргана. Если посмотреть, как обстоят дела в нашей стране, то по первому пункту, у нас заработная плата чиновников вполне соизмерима, для нынешнего уровня развития экономики, с высокооплачиваемыми профессиями. А вот по второму пункту нам есть над чем работать. Здесь самое главное-создание полноценного электронного правительства, перевод на электронную основу всей процедуры принятия решений. Замена бумажного документооборота электронным должна быть полной и касаться всех аспектов принятия решений и дискуссий, которые должны вестись в управленческих чатах.
Решения в этом случае будут принимать гораздо быстрее и, что важно, с вечным хранением связанной с ними информации. А контролеры получат свободный и незаметный для проверяемых доступ к их деятельности. Прозрачность принимаемых решений, наличие большого количества контуров обратной связи может ограничить коррупцию. В мировом рейтинге Республика Беларусь относится к группе стран, имеющих большой потенциал и демонстрирующих динамику развития информационно-коммуникационных технологий. Касательно карательных мер, у нас довольно эффективное законодательство, где-то даже жесткое. Но мы тоже должны понимать: чем жестче законы, тем дороже обходится государству эта борьба. Поэтому, думаю, и важна просветительская работа, формирование таких ценностей, чтобы никому и в голову не приходило нарушать закон.
Большим подспорьем в проводимой в республике работе по борьбе с бюрократизмом, правонарушениями, в том числе и на коррупционной почве, являются: работа с обращениями граждан, деятельность телефонов горячей линии, телефонов доверия, телефонов обратной связи, проведение единых дней информирования, деятельность информационно¬-пропагандистских групп, встречи руководителей с трудовыми коллективами, прием граждан по месту их жительства, а также реализация в деятельности государственных органов и организаций заявительного принципа «Одно окно». Важное место в работе по противодействию коррупции, созданию в обществе атмосферы нетерпимости к правонарушениям, правовому нигилизму, формированию у граждан правовой культуры отводится печатным и электронным СМИ. Правоохранительные же органы, в том числе органы внутренних дел, как противодействовали проявлениям коррупции, так и будут принимать исчерпывающие меры для обеспечения безопасности и борьбы с ней.
Игорь Белозеров