Сотрудники ОМОН просто так в город не выезжают. Они борются с опасными преступниками, охраняют наше спокойствие на крупных городских мероприятиях. Во многом именно благодаря четкой и слаженной работе сотрудников ОМОНа стране удалось выстоять в тот непростой август 2020 года.
Как им удается сохранять силу, спокойствие и невозмутимость? Чем живут бойцы отряда особого назначения вне работы? Что считают главным в своей профессии? Об этом и многом другом в специальном интервью ко Дню образования отрядов милиции особого назначения с гродненским омоновцем Александром Астюкевичем.
– Александр, в юные годы многие мальчишки мечтают стать милиционерами, спасателями, военными. В вашем случае выбор профессии это исполнение детской мечты или все же решение, принятое в зрелом возрасте?
– В моем случае это осознанный выбор. Отчетливо помню, как в девятом классе впервые попал в военкомат, и у меня спросили, где хочу служить. Уже тогда я знал, что долг Родине отдавать хочу во внутренних войсках. Так и вышло. После школы – армия, потом два года службы в роте почетного караула 3214 в Минске. Сейчас – ОМОН.
– Если не ошибаюсь, военнослужащие этого подразделения принимают участие в самых знаменательных официальных торжествах, а также в проведении встреч глав иностранных государств и правительств?
– Да, это так. И это не только очень почетно, но и ответственно, ведь рота 3214 – это своеобразная визитная карточка МВД. Одно из самых ярких воспоминаний со службы – участие в военном параде по случаю 200-летия независимости Венесуэлы в Каракасе. Это был потрясающий и незабываемый опыт. На грандиозном параде, в котором участвовали делегации из России, Вьетнама, Китая, Алжира, мы представляли родную Беларусь. Коллеги из других стран были в восторге от нашего плац-концерта, многие говорили, что до нашего уровня им еще долго расти. В такие моменты испытываешь невероятную гордость за свое государство. Приятным напоминанием о той поездке остался Орден Боливарианской Республики Венесуэлы. Нам, белорусским военнослужащим, президент Венесуэллы Уго Чавес вручал эти награды и памятные подарки лично.
– Как же все-таки так вышло, что Ваша служба продолжилась в отряде особого назначения в Гродно?
– Я сам родом из Гродненской области, а потому вернуться в родные места хотел давно. При этом понимал, что хочу остаться во внутренних войсках. И совсем скоро как-то все совпало: встретил ребят из ОМОНа, которые рассказали о своей службе, о задачах, о том, какую подготовку нужно пройти, чтобы попасть в отряд. К слову, просто так бойцом ОМОНа не стать. Нужна блестящая физическая подготовка. Устраиваясь сюда, я сдавал не один норматив. Все «на отлично». В 1-ом взводе оперативной роты ОМОН служу вот уже почти 11 лет. Не было ни дня, чтобы пожалел о принятом решении.
– 11 лет – это немало. Что больше всего привлекает в службе?
– Осознание того, что твоя работа приносит пользу стране и народу. Это главное. Ведь наша основная задача – обеспечивать общественный порядок и безопасность в родном государстве, защищать людей. Не секрет, что на плечах ОМОНа – пресечение особо опасных преступлений. Например, борьба с наркоторговлей, торговлей людьми.
Больше всего горжусь коллективом, в котором работаю. Мы здесь не просто коллеги, мы семья, где каждый подставит плечо помощи, поддержит, независимо от обстоятельств. Это дорогого стоит, и во многом это заслуга наших командиров, которые делятся с нами своим опытом и мудростью.
– Вы сказали, что одна из основных задач – защита безопасности людей. Именно она наверняка стала основной и в разгар августовских событий прошлого года. Нелегко пришлось всем белорусам, но на плечи ОМОНа легли особые обязанности. Расскажите, как выстраивалась ваша работа в дни протестов?
– События, через которые нам всем пришлось пройти, стали неожиданностью даже для нас, сотрудников силовых структур, хотя наша работа подразумевает постоянную готовность к противостоянию вызовам, как внутренним, так и внешним. Никто не предполагал, что начнутся такие беспорядки, и что ОМОНу придется выходить на улицы городов, чтобы налаживать порядок. До сих пор ни мы, ни наш народ не испытывал такие потрясения, а потому это стало испытанием на прочность для всех нас.
Не секрет, что в адрес силовиков, ОМОНа в частности, до сих пор сыплется немало негатива со стороны оппонентов и тех, кто был зачинщиками митингов и протестов. Нас называли карателями, наши имена вносили в так называемые черные списки, нас обвиняли в жестокости и требовали бросить щиты. Но мы ни на минуту не усомнились в том, что должны выполнять свой долг и свое предназначение перед государством. Никаких предрассудков: на улицах беспорядки, которые угрожают здоровью и даже жизни многих людей, а значит нужно стоять до последнего. За себя, свои семьи, свою страну и людей, которые мечтали о том, что мир и спокойствие вернутся в их жизнь.
– Не секрет, что многим силовикам пришлось переживать травлю и нападки оппонентов. Немало было реальных угроз, как ощущали вы себя в тот момент?
– Мне не стыдно за то, что я защищал порядок в родной стране. А потому на всякие манипуляции, стремление «свести счеты» и прочее со стороны митингующих не отвечал никак. Страшно было лишь за семью. В дни протестов дома не появлялся сутками, и очень переживал, чтобы никто не причинил вред жене и детям. Я понимал, что должен находиться рядом и защищать их, но в то же время не мог бросить службу. И не только у меня такая история, все наши парни, у кого есть семьи, были очень взволнованы. Но мы держали связь с женами 24/7, постоянно общались. В соцсетях создали даже специальные чаты для супруг, они поддерживали друг друга, собирались вместе, чтобы отвести детей в сад или школу – выходить на улицу компанией было не так опасно.
Трудно было всем: и нам, кому приходилось буквально стеной стоять против разъяренной толпы, и нашим семьям. И именно поддержка и любовь родных позволили достойно пройти это испытание.
Отдельное спасибо не могу не сказать и простым гродненцам, белорусам, жителям страны, которые и словом, и делом поддерживали в тот трудный период. Несмотря на весь негатив в наш адрес, мы чувствовали, что за нашими спинами огромная армия белорусов, которые нуждаются в нас и нашей защите.
– Вы сказали, что поддержка супруги была беспрецедентной в августе 20-го. А как вообще жена реагирует на Вашу профессию? Не предлагает ее сменить?
– Нет, об этом нет и речи. Моя Аня – это мой самый верный друг, товарищ и отдушина. И я четко знаю, что она всегда будет меня поддерживать. В этом, наверное, и заключается настоящая семейная идиллия. Жена уже привыкла к тому, что дома бываю редко. И даже почти не расстраивается, когда из-за моей работы срывается очередная семейная поездка или поход в кино. Я же каждую свободную минуту провожу с детьми и супругой. У меня, к слову, двое мальчишек и дочка, старший уже пошел во второй класс.
– Представьте ситуацию: через энное количество лет один из сыновей говорит Вам, что хочет пойти по вашим стопам и служить в милиции. Как отреагируете?
– Я буду невероятно горд. Для меня это будет значить лишь одно – я сумел достойно воспитать своих детей, привить им такие качества, как патриотизм, смелость, мужественность. Это то, что должно лежать в основе воспитания настоящего мужчины, достойного гражданина своей страны. К слову говоря, мальчишки уже проявляют интерес к моей профессии. «Пап, а ты сегодня задержал преступника?», «А тебе было страшно?», «А вы стреляли?». Любят, когда прихожу домой в форме. Конечно, представления о профессии у них еще свои, детские. Но я рад, что проявляют интерес к моей работе. Значит, все делаем правильно.
– А если дочь решит пойти служить, реакция тоже будет одобряющей?
– Не вижу в этом проблемы. Зная все тонкости, могу уверенно сказать, что женщинам в милиции ни капли не легче, чем мужчинам, а порой даже труднее. Но я точно знаю, что слабых в нашей профессии не бывает. И если дочь свяжет жизнь с силовыми структурами – значит, воспитана правильно. Хотя, думаю, жена после прочтения этой статьи проведет со мной серьезную беседу.
– И напоследок не могу не поинтересоваться: быть сотрудником ОМОН, значит быть каким?
– Быть беззаветно преданным Родине, служить своему государству и народу, не жалея себя, и с гордостью отстаивать честь мундира. Быть патриотом, примером для своих детей и обладать качествами настоящего мужчины. И я рад, что уже много лет служу бок о бок с людьми, которые полностью олицетворяют все те качества, которые я назвал.
Анжелика Дудко