В лесу было просто дивно! Уже не пахло талым снегом, от него не осталось и следа. Весенний воздух был наполнен птичьим щебетом, чудным запахом сосновой хвои и можжевельника… На поляну вышла лосиха. Остановилась, прислушалась: всё ли спокойно? Шумит ветер в вершинах сосен, пересвистываются пичуги, дятел выстукивает барабанную дробь. В этом стуке, казалось, не было ничего тревожного. Какое-то время лосиха не спеша бродила по освещённой апрельским солнышком лесной поляне… Как вдруг раздался какой-то хлопок! Она не успела понять, что произошло. Всё перемешалось – запахи, звуки – и безмолвное пространство заполонила тьма. Лосиха уже больше ничего не слышала. Тяжело дыша, она рухнула наземь. Кто-то уложил одним выстрелом еще и…
Кузьмич подошел ближе. «Вот ч-чёрт! Да она беременна… Проклятье!..» – пронеслось в голове.
Давайте-ка вернемся на полчаса назад. Ведь этот человек с ружьём вовсе не мимо проходил. Он появился здесь не случайно.
В среду, 24 апреля нынешнего года, Тимофеев ехал на автомобиле “Volkswagen Sharan” из Лиды домой – в деревеньку Ивьевского района. Возможно, с работы. «По дороге, вблизи деревни Тришоки, что на Ивьевщине, – там у меня дача – я заметил на опушке леса лося. И по-быстрому домой за ружьём». Охотничий инстинкт? Из дома рванул на дачу. Машину оставил и пешком направился туда, «где того лося видел». Особо и выслеживать не пришлось. “Животина” далеко не забрела. Тихо приблизился на метров 80, прицелился. С первого выстрела попал. Подходит к добыче радостный, смотрит, а это самка лося, причем беременная. И что же Кузьмич? Опешил, кому-то звонить стал, советоваться: как быть? Нет. Пошел на дачу, взял топор, нож, полимерную плёнку, сложил всё в садовую тачку и покатил туда, где осталась лежать бездыханная лосиха.
Соблазн преступить закон заключается в расчёте на безнаказанность, но она временна.
Кузьмич разделал тушу животного и в два приема отвез лосиное мясо к себе на дачу. Наведался на место разделки и в третий раз: подогнал туда свою машину с прицепом, загрузил останки животного – и к ближайшему карьеру. Закопал в песок – и снова на дачу. Из мяса убитой лосихи приготовил тушёнку, шесть кило колбас. Несколько кусков мяса в пакеты сложил, сунул в морозильную камеру…
В ходе рейда по территории Ивьевского района сотрудники Лидской межрайонной инспекции охраны животного и растительного мира обнаружили останки самки лося и её неродившегося лосёнка. Розыскные мероприятия позволили установить того, кто не упустил случая незаконно поохотиться. Рядом с карьером остался след. Нет, не Бориного ботинка. След совпал с протектором шины автомобиля, принадлежавшего подозреваемому. Ночью подъехали в Тришоки. У дачного домика Кузьмича – “Фольксваген”. Задние сиденья сложены, на них – полимерная плёнка со следами вещества бурого цвета. Такая же – в сарае, там же и колодка с топором. В доме – два ведра с костями, в холодильнике – тушёнка, колбасы, в морозилке – 22 пакета с лосиным мясом. С обшивки задних сидений Бориного автомобиля были изъяты волокна, схожие с шерстью (согласно заключению эксперта – лосёвой шерстью).
Свою вину в содеянном Борис Тимофеев признал частично. Оно и понятно. С поличным не пойман. Да и вдруг удастся хотя бы авто не лишиться? Смекнув, что за перевозку трофея могут машину конфисковать, как средство совершения преступления, стал плести, что возил туда-сюда всё на садовой тележке – её ж не так жалко, как “Volkswagen” – эта “тачка” куда дороже садовой. Почему сиденья в авто сложены? Брату Федьке, мол, пять мешков картошки 1 мая возил. Ладно, допустим. Но этот факт не исключает того, что 24 апреля, за 6 дней до мая, Кузьмич не использовал “VW” для перевозки туши либо останков лосихи. Не отрицая в судебном заседании, что, «увидев лося и желая поохотиться», на “Фольксвагене” тотчас рванул не только домой за ружьём, но и на дачу, Тимофеев тем самым подтвердил, что использовал своё авто, дабы как можно скорее вооружиться и добраться к месту охоты. У песчаного карьера протектор шин совпал, к тому же от места захоронения останков до дачи поисковая собака вдруг след потеряла. Потому как Тимофеев не всюду пешком шел. Поскольку обвиняемый не перестал утверждать, что для перевозки трофея использовал садовую тачку, суд счел, что и она, кроме машины, подлежит конфискации. Касательно наличия шерсти убитого животного на задних сиденьях авто Борис пояснил: «Я положил на них куртку, в которой на лося охотился».
Стоп. А на каких правах охотиться вздумал? К слову, он причинил окружающей среде ущерб на 16830 рублей. Охотничьей путёвки и разрешения на добычу кого бы то ни было, находясь в охотничьих угодьях учреждения “Ивьевская районная организационная структура” РГОО БООР, у Кузьмича при себе не имелось, членом “Белорусского общества охотников и рыболовов” он не является. Борис не отрицал, что путёвки и разрешения с собой не было. И всё ж, дескать, «я охотник, у меня и охотничье ружьё имеется». Верно, в качестве орудия совершения преступления Тимофеев использовал охотничье двуствольное ружьё “ИЖ-58”, заряженное охотничьим патроном 16 калибра. Охотнику ли не знать, чем сохатый от самки лося отличается? Лосихи рогов не имеют. А у лосей к концу апреля рога достигают 20-25 см длиной. Положим, не знал Кузьмич, что у лосих рога не растут. Но неведение не освобождает от ответственности и наказания, оно приравнивается к вине. Особенно при наличии преступного умысла. Охотиться 24 апреля на сохатого и его самку незаконно, это браконьерство, т.к. охота на лося разрешена только в период с 20 августа по 31 декабря. Ввиду добровольного возмещения Борисом Кузьмичом причиненного преступлением ущерба, положительных характеристик с места жительства и работы стала возможной отсрочка подлежащего назначению наказания обвиняемому.
30 августа 2019 года суд Ивьевского района признал 51-летнего Б.Тимофеева виновным в охоте без надлежащего на то разрешения, в запретное время, повлекшей причинение ущерба в особо крупном размере, и назначил 2 года лишения свободы с двухгодичной отсрочкой наказания, со штрафом в размере 1275 рублей и с лишением права в течение пяти лет заниматься деятельностью, связанной с охотой. Бориса Кузьмича обязали не менять место жительства без согласия органа, осуществляющего контроль за его поведением и т.д. и т.п., а также выполнить общественно полезные работы в объеме 120 часов. Принадлежавшие обвиняемому а/м “Volkswagen Sharan” с самодельным прицепом, садовую тачку, охотничье ружьё “ИЖ-58”, 68 патронов и патронташ, колодку, нож и топор было постановлено конфисковать, а также взыскать с подсудимого 851,38 рубля процессуальных издержек.
Светлана Мамедова,
Сергей Манько
* Анкетные данные фигуранта изменены, любые совпадения случайны
Источник: grodno.mvd.gov.by/ru/news/1274