«На профилактическом учете у нас состоит немало семей, где периодически происходят семейно-бытовые конфликты. В основном эти столкновения возникают под влиянием спиртного. А, как известно, в такой среде нередко совершаются преступления: причиняются тяжкие телесные повреждения, происходят убийства», – рассказывает участковый инспектор Ленинского РОВД г.Гродно Антон Фадеев, пока мы едем проверить очередного так называемого «бытовика». Вечером, когда многие встречают Рождественский сочельник, младшему лейтенанту милиции не до праздника: необходимо посетить несколько адресов, по которым проживают семейные дебоширы, а также жилища, имеющие репутацию “притон”.
Антон обслуживает административный участок №5, куда входит перечень домов по улицам Лиможа и Дзержинского. И судя по всему, скучать ему здесь не дают: и домашние агрессоры, и прочие граждане, ведущие асоциальный образ жизни, требуют к своим персонам постоянного пристального внимания. Вот и сейчас в руках сотрудника внушительный список лиц, которые состоят на учете в сфере «быт».
– Согласно плану-заданию за время дежурства я должен обойти указанных в списке граждан, – объясняет Антон Фадеев. – Как правило проверяем, в каком состоянии находится нарушитель, употребляет ли алкоголь; выясняем, продолжает ли он учинять конфликты с членами семьи, и прочие обстоятельства. В зависимости от ситуации принимаем должные меры реагирования.Первый адрес в нашем списке – квартира в девятиэтажном доме на улице Лиможа. 36-летний мужчина, который там проживает вместе с родителями, состоит на учете в РОВД как лицо, совершающее семейное насилие. От пьяных выходок Александра регулярно страдают его близкие. Нас встречают мать и отец, говорят: сын как ушел отмечать новогодние праздники, так дома и не появлялся. Он так делает постоянно, может пропасть на несколько недель, а потом возвращается в неприглядном виде, выпивший и начинает конфликтовать с родственниками.
– На работу он не устраивается. Может, только месяц за всю жизнь и проработал. Любит выпить, пару лет назад проходил лечение в ЛТП, но не образумился, – делится наболевшим мать. – Напивается и начинает буянить, устраивает в квартире погром. Приходится вызывать милицию. Он не только нам, а всем тут покоя не дает, соседи его боятся… Вы думаете, мы его плохо воспитывали? Рос нормальным ребенком, хорошо учился в школе, а потом пошел по наклонной: наркотики, алкоголь, первая судимость… И уже не исправить его. Никто ему не авторитет: ни родители, ни милиция, только дружков своих слушает, таких же, как сам.Как это ни прискорбно, но горе-сын уже до такой степени измотал своих близких, что те чувствуют себя лучше, когда его нет дома. А их мечты сводятся к самому простому: прожить остаток своих лет в спокойствии, без постоянного страха за жизнь и здоровье.
В этом же «злосчастном» доме есть еще одна квартира, требующая внимания со стороны правоохранителей. И опять же, как домашний скандалист в ней значится сын, учинявший скандалы с пожилыми родителями. Причем о семейных конфликтах в милицию сообщила мать.
– Вы опять к нам? Три дня назад приходил участковый, – недовольно встречает нас тот самый «непослушный сын» Дмитрий. – Я сейчас занят, собираюсь идти в храм, завтра Рождество.
– Так положено, Вы состоите на учете, поэтому мы можем прийти в любое время, – объясняет участковый.
Мать Дмитрия более радушна. Спокойно отвечает на вопросы сотрудника, разъясняет, как обстоят дела в семье на сегодняшний день. Женщина уверяет, что сын сейчас ведет трезвый образ жизни, родных не обижает:
– Это у него с отцом были конфликты, тот часто выпивал, а сын вместе с ним. Так и возникали ссоры. А в ноябре муж умер, и сын перестал спиртное употреблять. Теперь у нас всё спокойно.
Дмитрий действительно был трезв, когда общался с нами. Будем надеяться, что мать его не выгораживала, и в этой семье на самом деле отношения наладились…
Уже практически восемь часов вечера, а Натальи в квартире нет. Антон Фадеев набирает её номер телефона. Женщина поднимает трубку и говорит, что ушла в магазин. Мы направляемся к ней.
– Все жилые помещения с репутацией “притон” находятся под наблюдением милиции. Квартира Натальи входит в эту категорию, – рассказывает младший лейтенант. – Она приводит туда посторонних лиц, устраивают посиделки с употреблением алкоголя. Соседи жалуются, сообщают в милицию. Мы держим такие жилища на особом контроле, так как там также могут совершаться преступления на почве употребления спиртного. К тому же эти квартиры наиболее подвержены возникновению чрезвычайных ситуаций. Возле указанного магазина встречаем хозяйку квартиры с неблагонадёжной репутацией. Наталья трезвая, вместе с сожителем они собираются в гости к её матери. По словам участкового, в последнее время женщина действительно стала реже употреблять алкоголь, устроилась на работу и пытается восстановить родительские права, которых была лишена из-за своего асоциального образа жизни. Конечно, имеются еще нерешённые вопросы, но у 30-летней женщины есть все шансы начать новую нормальную жизнь. А контроль со стороны правоохранителей на этом пути будет осуществляться и дальше.
Следующий дом, куда мы приехали «в гости», внешне довольно презентабельный. В подъезде тоже всё чисто и аккуратно, сразу и не скажешь, что здесь может находиться притон. Но это так, и чем ближе мы подходим к квартире, тем отчетливее слышны характерные “ароматы”. За обшарпанной дверью, в которой отсутствует даже ручка, проживает Ольга со своим, как она выразилась, «гражданским мужем». Пара злоупотребляет алкоголем и время от времени приглашает к себе приятелей со схожими интересами. Шумные компании мешают соседям, которые сообщают об этом в милицию. Кроме того, в злополучной квартире есть место и семейно-бытовым конфликтам: сожитель не прочь поскандалить с Ольгой, может применить и физическую силу. Когда мы пришли, женщина в компании «веселых» друзей уже отмечала Рождество. Сказать, что дома был беспорядок, – это ничего не сказать: квартира многое повидала за время своего существования. А неприятные запахи, явно не от приготовленных праздничных блюд, грозились пропитать собой всю нашу одежду. Но, судя по всему, хозяйку такая жизнь вполне устраивает, и менять её она не намерена. Участковым только и остается регулярно посещать «сию обитель», чтобы не допустить совершения преступлений, потому что образумить таких граждан может только чудо.
– Сейчас в РОВД проводятся дополнительные мероприятия, направленные на профилактику правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений, – рассказывает Антон Фадеев. – Все принимаемые нами меры усиливаются. Как Вы слышали, некоторые подучётные жалуются, что мы часто приходим, но так должно быть. Чтобы они чувствовали, что находятся под постоянным наблюдением.
Не всегда семейные скандалисты громко заявляют о себе. Зачастую бытовые конфликты скрываются от посторонних глаз и выходят наружу, лишь когда приводят к печальным последствиям. Именно по этой причине в профилактике «бытовой» преступности важна активная жизненная позиция самих граждан.
Оксана Голубович
Фото автора