С появлением электросамокатов и прочих средств индивидуальной мобильности стало еще удобнее перемещаться по городу: не нужно подстраиваться под общественный транспорт, стоять в пробках в час пик на машине или перевыполнять норму шагов. Однако мобильность – не единственное, что привнесли в нашу жизнь эти устройства. Если пешеходам, велосипедистам и водителям в Правилах дорожного движения уделено внимание, то обладателям СИМ – еще нет. Работа в этом направлении уже ведется. Какие же правила необходимо им соблюдать, чтобы перемещаться по городу безопасно? Вопрос обсуждаем с начальником отделения агитации и пропаганды ГАИ УВД Андреем Цыдиком. К средствам индивидуальной мобильности относят электросамокаты, моноколёса, сигвеи, электроскутеры, гироскутеры, электровелосипеды и т.п. Есть разные мнения по поводу определения их места в ПДД: одни считают, что СИМ необходимо признать полноценным механическим транспортным средством и обязать каждого из владельцев проходить процедуру госрегистрации, другие настаивают на более либеральном подходе и разрешении передвигаться где удобно. «Целесообразным будет частичное приравнивание водителей СИМ к велосипедистам и наделение соответствующими правами и обязанностями, так как их скорости передвижения примерно равны», – говорит Андрей Францевич. Выход представитель ГАИ видит также в отделении пешеходного потока от вышеназванного: владельцы велосипедов + СИМ, и ограничение предельной скорости на устройствах до 25 км/ч.
СИМ и автомобили
Самые тяжелые конфликты у обладателей СИМ с автомобилистами. Если одни проявляют невнимательность, а другие – беспечность, последствия могут быть серьезными. К примеру, 23 июля в 22.50 на перекрестке улиц Тавлая и Малыщинская водитель «УАЗ» проявил невнимательность и допустил наезд на электросамокатчика, который пересекал проезжую часть по регулируемому пешеходному переходу и не спешился. Итог: у машины – механические повреждения, у девушки на электросамокате – закрытая черепно-мозговая травма, ушиб головного мозга, гематомы, ссадины, растяжение связок, кровоподтеки.
«Чтобы не провоцировать ДТП, при пересечении проезжей части владельцам СИМ лучше спешиваться», – считает Андрей Цыдик. Чем выше скорость движения, тем сложнее заметить такого гражданина, а ему самому – убедиться в безопасности маневра. Особенно при повороте, когда стойка лобового стекла может частично закрывать обзор.
Еще больше вопросов вызывают люди, которые едут на СИМ по проезжей части, когда рядом есть велосипедная, пешеходная дорожки, тротуар. Тем самым не только создают неудобство для автомобилистов, но и ставят себя в опасное положение, ведь использовать тот же электросамокат можно без защитного шлема и экипировки. К чему это приводит, свидетельствует вышеописанное ДТП.
Пешеходы
«Идешь, на меня похожий, глаза устремляя вниз», – писала Марина Цветаева, обращаясь к прохожему. В наше время устремлять взгляд вниз при движении по тротуарам (да и при переходе дороги) нежелательно, ведь невнимательность могут проявить не только автомобилисты, но и сами владельцы СИМ. «3 августа в 12 часов 50 минут 67-летний пенсионер, передвигаясь по тротуару на велосипеде с подвесным двигателем, совершил наезд на 72-летнюю пенсионерку, – рассказывает Андрей Францевич. – У женщины закрытая черепно-мозговая травма, ушибленные раны височно-теменной области и локтевого сустава».
Двигаясь по пешеходному переходу, владельцы СИМ не должны создавать опасность для пешеходов. Необходимо соблюдать такой скоростной режим, который позволит своевременно среагировать на изменившуюся обстановку. Особенно это актуально, если рядом находятся дети, ведь их поведение не всегда можно предугадать. В сентябре 2019 года самокатчик, двигаясь по велосипедной дорожке, совершил наезд на девочку. Она играла неподалеку с папой, затем побежала в сторону велодорожки, где и столкнулась с владельцем СИМ.
Подводя итог
«Итак, обладателям средств персональной мобильности следует передвигаться по велодорожке, тротуару, пешеходной дорожке, обочине. Выезжать на проезжую часть необходимо только в случае, если всё вышеперечисленное отсутствует, держаться не далее 1 метра от правого края», – резюмирует Андрей Цыдик. Двигаясь в темное время суток либо при недостаточной видимости, спереди следует обозначать СИМ фонарём, излучающим белый свет, а сзади – излучающим красный свет, не лишним будет использовать жилет со световозвращающими элементами.Будьте осторожны и берегите себя!
Юлиана Лясоцкая
Фото автора