Обычно в милицию идут по призванию или по примеру близких родственников. Татьяна Якимович, участковый инспектор инспекции по делам несовершеннолетних Лидского РОВД, капитан милиции, признается, что в ее семье не было тех, кто служил в органах. Да и о карьере милиционера она никогда не мечтала. Но волей судьбы девушка надела форму.
Первый шок – уже в учебке
Татьяне, выпускнице гражданского юридического факультета, предложили «переквалифицироваться» и вступить в ряды милиции. Девушка, недолго раздумывая, согласилась. Хотя ее и предупреждали, что будет тяжело. «Наверное, свое дело сыграла романтика. Насмотрелась фильмов, где девушки в форме на раз-два раскрывают запутанные преступления и в конце обязательно влюбляются в мужчину своей мечты».
На три месяца ее отправили в учебный центр. Уже здесь Татьяна поняла, что все серьезно и о киношных представлениях о службе в милиции надо забыть. «Тяжело было привыкнуть к форме обращения. Хочешь что-то спросить – не скажешь: «А можно я…» Обязательно – «Товарищ майор, разрешите обратиться». Да и физическая нагрузка, стрельба из оружия, наряды на кухне – все это было новое и непривычное», — вспоминает капитан.
После подготовки девушка приступила к службе – заняла должность инспектора ИДН в Лидском РОВД. За ней закрепили микрорайон Индустриальный. За все годы службы в милиции – а это уже 12 лет – она не изменила ни отделу, ни району.
Татьяна отмечает, что работа в правоохранительных органах – это все-таки больше для мужчин. Хотя и уверена – женщины выполняют свой долг не хуже, но им намного тяжелее физически. «Перед дежурством я должна не только реснички накрасить. Проверить оружие, снаряжение. Да и сборы, учения, физическая подготовка – это не совсем для девочек», — рассуждает она.
Тяжело ей было привыкать и к ситуациям, с которыми пришлось сталкиваться по ходу службы. Однажды ей пришлось выехать на констатацию смерти – одной. «Трупов до этого я не видела – похороны прабабушки не считаются. Захожу в квартиру – посреди коридора лежит умерший мужчина. И мне нужно переступить через труп – чтобы оформить документы. Собрала всю волю в кулак – и шагнула», — рассказывает Татьяна.
Со временем она втянулась в службу. Единственное, к чему до сих пор не может привыкнуть, это график работы. Ее помощь может понадобиться в любое время суток – поэтому телефон у капитана всегда под рукой.
«С подростками проще договориться»
Одна из обязанностей инспектора ИДН – работа с трудными детьми. Здесь важно к каждому ребенку найти подход. Татьяна Якимович отмечает, что почти всегда у нее это получается. Для некоторых подростков составление протокола – хуже смерти, поэтому хватает разговора по душам. Но есть и такие «экземпляры», по которым сразу видно – толку из них не будет.
«Была у меня подопечная девочка. С 13 лет начала уходить из дома – неблагоприятная обстановка, пьющая мать. С 15 она начала заниматься проституцией. Вызываем на беседу – божится, что это был последний раз и больше ничего не повториться. Но спустя неделю она опять пропадала. Объясняла свои поступки просто – ей позвонили…» — приводит пример Татьяна. Она отмечает: какую бы колоссальную работу не проводила милиция, школа, общественность, если сами родители не заинтересованы в том, чтобы из их ребенка вырос человек, все общие старания пойдут насмарку. Ведь по статистике 90% детей, которые попадают в поле зрения милиции, это выходцы из семей, в которых есть проблемы. У кого-то родители ведут неподобающий образ жизни. У кого-то мама вышла второй раз замуж и стала больше времени уделять новому супругу, ущемляя таким образом интересы ребенка.
«И, тем не менее, когда видишь результат своей работы, когда из хулигана вырастает достойный гражданин, который находит хорошую работу, заводит семью, воспитывает детей, — душа радуется, — с гордостью отмечает Татьяна и тут же констатирует, что в ее практике есть случаи, когда приходится бороться за детей, родители которых когда-то были ее подопечными: СОП передался по наследству, шутим мы в таких ситуациях».
И еще одно наблюдение за годы работы в милиции. Очень часто причиной того, то ребенок попал на учет в ИДН, становится нежелание взрослых договориться между собой. Подрались мальчишки во дворе – и мамы, вместо того чтобы решить конфликт мирным путем, вызывают милицию. В итоге страдают только дети – оба они становятся нашими подопечными.
«Нашла чем хвастаться»
Как бы печально ни было, но Татьяне приходится выполнять и на первый взгляд душераздирающую работу. «Мы не боги, конечно, чтобы судить кого-то. Но иногда происходит и такое: ты вырываешь орущего, плачущего ребенка из рук пьяной матери и понимаешь – на данный момент это лучшее, что ты можешь для него сделать», — со слезами на глазах говорит она.
Пожалуй, это самое тяжелое с моральной точки зрения. Татьяна признается, что поначалу службы в милиции ей было стыдно заглядывать в чужие холодильники, в буквальном смысле копаться в чужом белье. Старалась, чтобы в кармане всегда была конфетка или печенье, чтобы угостить ребенка и привнести в его нелегкую жизнь хоть малую радость. А когда сама стала мамой, переживать эти ситуации стало еще сложнее.
«Один из последних случаев. Поступил звонок с Тухачевского – во дворе ходит маленький ребенок почти голышом, даже без трусиков. А на улице темнеть начинает, холодно. Пока доехали на место, его соседка к себе забрала. Как оказалось, в семье двое детей. Мама оставила малыша на старшую дочку, а сама поехала развлекаться. Девочка уложила кроху спать и пошла в школу на вторую смену. Дверь не закрыла. Ребенок проснулся и пошел искать маму. Спустя некоторое время нашли нерадивую родительницу – явилась пьяная и давай доказывать, что дети – это ее всё», — рассказывает Татьяна.
Или еще одна ситуация с улицы Республиканской. Здесь, как шутит капитан, СОП в СОПе. Мать одна воспитывает троих несовершеннолетних детей, ведет асоциальный образ жизни. Одна из дочек в 16 лет родила ребенка. У малыша нет даже самого элементарного – нормального питания, памперсов. Молодой маме не до этого – она продолжает гулять и пить. Уже стоит вопрос об изъятии ребенка из семьи.
«К сожалению, есть и такие матери, которые без лишних вопросов сразу соглашаются на лишении родительских прав. Им просто надоели их собственные дети. Им они не нужны. Хотя для женщины ребенок – это самое ценное, что может быть», — рассуждает Татьяна Якимович.
Сегодня в Лидском РОВД работают 14 сотрудников инспекции по делам несовершеннолетних. В преддверии их профессионального праздника, который отмечается 19 июня, мы поздравляем всех, кто стоит на защите прав и жизни юных лидчан. Желаем вам крепкого здоровья, карьерного роста и семейного благополучия. Пусть сбываются все ваши мечты!
Наталья Василевская