О том, что мать забрала скорая помощь, Оксана узнала случайно: от соседки. После звонка в больницу выяснилось, что женщина в коме. На следующий день дочь наведалась в квартиру сожителя матери Александра, чтобы подробнее узнать, что произошло и стало причиной ее состояния. Сын Л. утверждал, что не знает всех обстоятельств произошедшего, так как не был дома, умолчал и о семейном скандале… А случилось страшное.
«Брось пить, мама…»
Александр и Ольга сожительствовали на протяжении 6 лет. Вместе с ними проживал и сын Л. Алексей. Периодически проведать мать приходила дочь женщины. Со всеми домочадцами у Ольги были доброжелательные отношения, поскольку квартира, где они ютились, принадлежала Александру. В последнее время женщина жаловалась Оксане, что у нее стали опухать ноги. Дочь сочувствовала, но все время корила родительницу за пагубное пристрастие к спиртному, волновалась, что ее пьянство носило запойный характер. Бывало, получив пенсию, она отрывалась от реальности на целую неделю. Частяком составлял ей компанию благоверный. До поры до времени семейные разборки на почве пьянства возникали и заканчивались примирением, до вызова сотрудников милиции и скорой помощи, слава Богу, не доходило. Оксана мать не оправдывала, точно знала, что в большей части зачинщиком семейных конфликтов была Ольга, когда напивалась и начинала безудержно «бубнеть». Александру это, естественно, не нравилось, хотя сам по себе он спокойный человек. И нужны очень веские основания, чтобы он вышел из себя.
Пообщались наспех…
В последний раз Оксана видела мать в день ее рождения – 4 июня прошлого года. Выйти к подъезду Ольга не смогла, объяснила, что у нее опухли ноги, трудно передвигаться. Мать и дочь встретились на лестничной площадке, Оксана поздравила, вручила цветы, но зайти не решилась, так как недавно пьяный Александр выгнал ее из квартиры. В процессе короткого разговора Ольга на этот раз не жаловалась на жизнь. И никто не знал, что эта встреча будет для них последней…
Точка невозврата
Трагедия произошла 18 июня прошлого года. Ольга в очередной раз была пьяной, запой продолжался шестой день подряд. Александр стал ее «воспитывать». Ругал за то, что она ведет асоциальный образ жизни, водится с пьяницами, которые постоянно «ошиваются» вблизи универсама «Брест». Женщина, как всегда, тоже не молчала. Мужчина еле сдерживался в ответ на ее оскорбления. «Спусковым механизмом» для его рукоприкладства стала фраза: «Чтоб ты сдох, как твоя жена!» Л. не стерпел на этот раз, ударил сожительницу в лицо, она упала на бок, затем последовал удар ногой по ягодицам, несколько раз – по плечу, а следующий пришелся по голове…
«Она почему-то не просыпается…»
Бригада скорой помощи выехала на вызов по сообщению «избиение». В квартире находился молодой человек, мужчина постарше и женщина, лежавшая на диване без сознания. Парень пояснил: «Мама мыла шкаф и упала, потом выпила какое-то успокоительное и уснула, в настоящий момент мы не можем ее разбудить». Врач осмотрела Ольгу, понимая, что все гораздо серьезней, чем обрисовал молодой человек: телесные повреждения женщина получила отнюдь не от падения. Она напрямую спросила Александра, что случилось на самом деле. И он виновато признался, что избил сожительницу еще во вторник во время семейной ссоры: «ударил ладонью по лицу, руками по туловищу, но ногами не бил…» Ольгу пытались разбудить с 9 часов утра, но она так и не проснулась, вызвать скорую решили только в 19.30…
Сообщение из больницы поступило в райотдел милиции, куда Александр Л. был доставлен для дачи показаний.
Смерть – последствия травмы
По заключению эксперта, у Ольги установлены телесные повреждения в виде черепно-мозговой травмы, ушиба головного мозга, а также закрытый перелом плечевой кости, множественные кровоподтеки рук, грудной клетки, ссадины на коленях… В комплексе они относятся к категории тяжких. Телесные повреждения вызвали диффузные посттравматические изменения головного мозга, которые привели к нарушению высшей нервной деятельности и истощению организма, полиорганной недостаточности. 30 июня прошлого года в 23.25 Ольга скончалась в больнице скорой помощи.
Аффекта нет…
Экспертная комиссия, проводившая амбулаторную комплексную судебную психолого-психиатрическую экспертизу Александра в период инкриминируемого ему деяния, какого-либо психического расстройства (заболевания) у него не выявила. Л. мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. Он не был в состоянии аффекта.
Установлено также, что его действия имели умышленный характер и были направлены на причинение Ольге телесных повреждений. После избиения он оказывал сожительнице помощь: смывал кровь с коленей, помогал передвигаться по квартире, кормил ее. В судебном заседании Л. настаивал, что «удар в голову нанес случайно, хотел ударить ее в плечо, однако нога соскочила и попала в левую часть головы».
Плюсы и минусы
Александр признал свою вину, пояснил, что его агрессия была вызвана оскорбительными высказываниями пьяной Ольги в его адрес и жены, умершей от болезни. Суд принял во внимание сведения о личности обвиняемого, который не привлекался ни к уголовной, ни к административной ответственности, в период трудовой деятельности неоднократно поощрялся. В «последнем слове» он попросил прощения у дочери Ольги. Она, кстати, положительно отзывалась об Александре и не настаивала на его строгом наказании. Однако, Оксана заявила иск о взыскании с обвиняемого материального ущерба в размере 15 тысяч рублей и компенсации морального вреда в размере 5 тысяч. Александр эти требования не признал. Потерпевшая пояснила, что в сумму материального ущерба она включила затраты на проведение поминок, расходы, связанные с похоронами, изготовление и установку памятника по истечению года после смерти матери, организацию «годовщины» в будущем, однако документы, подтверждающие обоснованность ее исковых требований в судебном заседании не представила. В обоснование исковых требований о компенсации морального вреда, причиненного преступлением, дочь погибшей пояснила, что ее морально-нравственные страдания вызваны утратой близкого человека – матери.
5 лет колонии и прочие наказания
Суд Октябрьского района г.Гродно под председательством О.А.Бекушевой признал Александра Л. виновным в умышленном причинении тяжкого телесного повреждения, опасного для жизни, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего, и на основании ч.3 ст.147 УК назначил ему лишение свободы сроком на 5 лет с отбыванием в исправительной колонии в условиях усиленного режима.
Постановлено взыскать с обвиняемого процессуальные издержки в размере 1113 рублей 83 копейки. В пользу дочери погибшей – денежную компенсацию морального вреда в размере 5 тысяч рублей, в доход государства госпошлину – 76 рублей 50 копеек. В части исполнения гражданского иска в добровольном порядке ему дан месяц со дня вступления приговора в законную силу.
Мария Зубрицкая
Елена Третьякова
Источник: grodno.mvd.gov.by/ru/news/1505