_ Инспекторы Дмитрий Конон и Людмила Ракевич любезно приглашают меня на борт “Джульетты”. Так ласково они называют служебную Geely, которая сегодня до полуночи будет колесить премущественно район улиц Советских Пограничников, Суворова, Колбасино и дорогу на Лососно. Рабочая неделя подходила к своему логическому завершению, а для пары инспекторов это значит одно – расслабляться некогда. По статистике самым аварийным временем в нашем регионе является вечер пятницы, а с наступлением осени ситуация усугубляется зачастую неблагоприятными погодными условиями и раниим наступлением темноты. Посмотреть на дорогу глазами инспектора отправляется и кореспондент. Страховки, ТО, забытые документы Инспекторы вводят меня в курс дела, оглашая специфику службы пятничного осеннего вечера. В такие дни велика вероятность встретить на дороге пьяного или бесправника. А бывает, что и пьяного и бесправника в одном лице. Чаще всего это случается в отдаленных спальных районах, где есть магазин, работающий до позднего вечера. Обычная картина: уже выпивший водитель садится за руль, чтобы “огородами” добраться до магазина за добавкой, а потом незаметно вернуться к месту торжества. Экспедиция по частной жилой застройке у нас запланирована после 22:00, а пока стрелка близиться к семи. Экипаж делает остановку на выезде из города, вблизи деревни Лососно. Здесь останавливаем автомобили для проверки документов. “Совсем скоро погода изменится, похолодает, вероятно будут заморозки. Водители и их авто должны быть готовы к таким погодным условиям, поэтому нужно лишний раз напомнить о своевременном прохождении ТО”, – поясняет Людмила Ракевич. Девушка останавливает одну, другую, третью машину. Нарушения посыпались сразу. Инспектор, как чувсвует. У кого-то “срок годности” ТО закончился два дня назад, а кто-то не “тестировал” свой автомобиль на предмет безопасности и исправности еще с июня. В таких вопросах сотруднки ГАИ очень принципиальны. Все что касается безопасности – не просто правило, это закон. Такие нарушители тут же наказываются штрафом независимо от оправданий и обещаний все исправить завтра же. Около часа мои коллеги делают одну и ту же работу: останавливают, проверяют, желают счастливого пути тем, у кого с документами все в порядке. Ну, или привлекают к ответсвенности. В очередной раз Дмитрий Конон делает привычный жест жезлом и тормозит представительский внедорожник, за рулем которого совсем молодой парень. Не знаю, что смутило инспектора, почему именно этот автомобиль он “выхватил” из потока, но предчувствие оправдалось. На вид совсем юный автомобилист при себе не имеет ни единого документа. “Начальник, забыл дома… честное слово”, – поясняет водитель. Но для моих коллег это не оправдание и уж тем более не аргумент, чтобы верить на слово. Поэтому Дмитрий Конон отправляется с водителем в салон служебного автомобиля, проверить по базе данных наличие у юноши прав. “Резко затормозила, а я не успел…” Под скрежет шариковой ручки, заполняющей протоколы нарушений, зашумела служебная станция. На маршруте нашего патрулирования случилось ДТП. Если без пострадавших – это уже хорошая новость, шутит капитан Конон и заводит служебный автомобиль. Около остановки “Улица Советских Пограничников” столкнулись Тайота и Ауди. Виновник ДТП поясняет: “с осановочного пункта выезжал автобус, женщина-водитель впереди резко затормозила, а я не успел…”. Повреждения, правда, у впереди стоящего авто незначительные – царапина на бампере, а вот виновнику придется потратится на ремонт своей “ласточки”: деформация капота, разбита передняя блок-фара, да и передний бампер теперь требует замены. Экипаж помогает участникам ДТП заполнить необходимые документы и регистрирует происшествие. – Вот так дела! Приехала в Гродно в гости, а попала в ДТП… – сокрушается женщина, с пятым регионом на номерах. Пока мы занимались этой ситуацией, дежурка подкинула еще парочку вводных задач. На пульт в ОДС поступило несколько жалоб о фактах неправильной парковки, кому-то на улице Вишнёвой заблокировали выезд из двора жилого дома. Едем первым делом туда, но на месте заблокированого автомобиля не находим. Людмила Ракевич перезванивает заявителю, тот поясняет: “не было времени ждать, не мог выехать, но все уже разрешилось. Спасибо, извините за беспокойство!” “Таких звонков за смену может поступить много. Одни, отлучившись на минутку, считают нормальным заблокировать кому-то выезд, другие же, не могут ждать, и звонят в ГАИ. А на деле, пока в течение минут 10-ти приедет экипаж конфликт чаще всего уже исчерпан”, – констатирует старший лейтенант Ракевич. Слова инспектора подтверждаются на деле. За вечер таких вызовов тоблько нашему экипажу поступило около пяти. Следущий был от жителя улицы Ольги Соломовой, который сообщил, что у ворот школы стоит не по правилам припаркованный Ситроен. А дальше мы отправились на Ольшанку, где трактор мешал проезду в жилом дворе. На такие сообщения инспектора реагировать обязаны. Около полуночи… Когда город погрузился во тьму, направляемся в микрорайон Колбасино, а затем объезжаем и Погораны-Кошевники. Однако, здесь на улицах ни людей, ни машин. Заслышав звук приближающегося авто, кое-где залаяли во дворах собаки. Видимо, сегодня не найдем остросюжетных служебных приключений. Пока мы курсируем ухабистые дороги частного сектора, Дмитрий Конон развлекает реальными историями из разряда “детективных”, когда приходилось пускаться в погони за пьяными водителями, преодолевать километры бурелома бегом или за рулем по полям и лесам. – А как по-вашему, нужно ли гонять пьяных? Город помнит немало трагедий, которыми заканчивались такие истории… – задаюсь я вопросом. Инспектор со стажем в этом вопросе категоричен: однозначно стоит. – Не гонять, значит, дать пьяным водителям “зеленый свет”. Сегодня ты его упустишь, не догонишь, а завтра он расскажет еще кому-то, что пьяным можно ездить, а плохой пример, как известно, заразителен, – говорит инспектор. И это, пожалуй, главный и железный аргумент, с которым нельзя не согласится. До конца нашей смены остается около двух часов и мы решаем провести их в красивом городском пейзаже – недалеко от кольцевой развязки около филармонии. Становимся сразу за остановкой в направлении проспекта Янки Купалы. И снова сыпятся все те же нарушения, отличается лишь реакция водителей на замечания инспекторов: “денег нет, еле детей в школу собрали”, “времени не хватило пройти ТО”, “что уже закончилась страховка?!”, “а чего вы меня вобще остановили”. В целом, для инспекторов – это всего лишь обычный рабочий вечер, а для меня – взгляд на дорогу и ее “обитателей” с другой стороны. Понимаешь, сколько недобросовестных водителей курсируют городские дороги, порой подвергая опасности не только себя, но и окружающих. И хотелось бы сказать, что наша смена прошла в штатном режиме, но ложка дёгтя в ней все же была. На последок старший лейтенат Ракевич останавливает автомобиль такси, проверяет документы и заглядывает в салон. – Доброй ночи и счастливого пути! Молодцы, что пристёгиваете пассажиров, – с улыбкой замечает инспектор. Вдруг с пассажирского сиденья в наш адрес полилась невнятная речь, вероятно, нетрезвого пассажира. Что конкретно он говорил, разобрать было трудно, но нелестные слова, обращенные к нам, слышались отчетливо. Девушка делает вид, что не слышит, и еще раз желает спокой ночи несговорчивому пассажиру. Инспекторы говорят, что в свой адрес порой слышат столько и всякого. Начиная от личных проблем, которые инспектор должен понять и принять, заканчивая советами, как сотрудникам ГАИ нужно жить и работать. Одному удивляешь: закалке людей, которые служат на дороге, как психологической, так и физической. Мария Ирха Фото автора