Буквально на прошлой неделе в Гродненской Госавтоинспекции был назначен новый начальник. Им стал полковник милиции Владимир Николаевич Назарко. До этого неполных два года он возглавлял ГАИ Витебщины, а еще раньше руководил батальоном ДПС ГАИ УВД Гродненского облисполкома. Владимир Николаевич не скрывает, что вернуться домой, в Гродно, он рад. Здесь начиналась его милицейская карьера, он хорошо знает Гродненщину, личный состав и специфику региона. Да и работать здесь всегда нравилось. И хоть на новом месте начальник всего несколько недель, рабочей ситуацией владеет неплохо. Владимир Назарко дает свое первое интервью в новой должности. – Владимир Николаевич, что-то кардинально поменялось на дорогах Гродненщины за время вашего отсутствия? Какие первые впечатления? – Всю свою сознательную жизнь я работал в Гродно, поэтому рад вновь здесь оказаться. Ничего нового в службе для меня нет, за два года ситуация кардинально не поменялась. Общий вектор, который был заложен много лет назад, выдерживается, будет реализовываться и мной. Радуют новые строительные и инженерные решения, которые в данный момент внедряются на территории города и области. Это реконструкция автодороги М6 «Минск – Гродно», которая в значительной степени повысит уровень безопасности и станет удобной. Как бы там ни было, а цифровые показатели аварийности до реконструкции, были трагически впечатляющими. Инженерные решения, которые там внедряются, в разы сократят количество потенциальных жертв и пострадавших. Строительство объездной дороги, которое уже реализовано на участке М6 в направлении Брузгов и государственной границы, разгрузило проспект Клецкова и улицу Суворова от грузового транспорта. Строительство двухуровневой развязки на улице Славинского создаст удобства для жителей нового микрорайона. Ольшанка приобретет «новое дыхание», в перспективе рассматривается создание еще одного выезда с выходом в город в районе перекрестка «Гибуличи». Все это вызывает чувство гордости. Гродненщина выгодно отличается от того региона, откуда я прибыл. Витебщина, по сути, живет такими же проблемами, но там все эти инженерные решения внедряются в меньшей степени. – Есть ли какие-то принципиальные отличия в работе ГАИ, в организации движения на Витебщине в сравнении с Гродненской областью? Что осталось в “наследство” от Вас северному региону? – Витебск по геометрическим параметрам совсем другой. Если Гродно узкий, с множеством искривленных дорог, то Витебск – просторный, с широкими прямыми улицами, центральная магистраль имеет по шесть и по восемь полос в одном направлении. В этой связи первое, что там бросилось в глаза – это отсутствие скоординированной работы светофорных объектов. По всем магистралям Витебска организовали движение по принципу «зеленой волны». Согласитесь, на каждом перекрестке стоять и ждать включения зеленого сигнала, это несколько раздражает водителей. «Зеленая волна» дает возможность спокойно проехать всю улицу на разрешающий сигнал, двигаясь с определенной скоростью. К тому же, это увеличивает пропускную способность улицы. Хотя для Гродно – это уже привычное дело. В 2016 году была разработана программа по оборудованию искусственными неровностями примыканий второстепенных дорог к основным. Делалось это для того, чтобы у водителя, выезжающего на скоростную трассу, была физическая возможность оценить обстановку на ней. Не секрет, что практически все ДТП с тяжелыми последствиями происходят именно на трассе, где скорость движения транспорта высока. Большая работа была проделана по освещению городских улиц, по замене ламп накаливания диодными лампами. По светоотдаче они гораздо эффективнее, а по энергопотреблению – в разы экономичнее. Определенный результат дало применение материалов повышенной видимости при оборудовании пешеходных переходов. Там мы стали применять специальную “алмазную” пленку. Это из основного. – При Сергее Талатае в Гродно стали массово устанавливаться искусственные неровности. Потом часть их в городе была срезана. Теперь прокуратура области снова инициирует их установку, аргументируя тем, что участились случаи наездов на пешеходов. Каково ваше отношение к этой проблеме? – Да, методом оборудования искусственной неровности нужный эффект достигается моментально. Т.к. мы физически заставляем водителя снизить скорость и, соответственно, минимизируем последствия наездов на пешеходов. Это, так скажем, самый простой и дешевый способ решения проблемы. Однозначно, мера революционная и агрессивная. Гораздо сложнее воспитать участников дорожного движения, да и времени на это уходит немало. Моя позиция такова: оборудовать искусственными неровностями только те места, где есть острая необходимость. Если конкретно, то сейчас мы плотно работаем над созданием безопасных условий в местах массового прибывания детей, т.е. школы, сады, спортивные объекты, дошкольные учреждения. Их мы до 1 сентября планируем оборудовать «необходимым набором»: искусственными неровностями, дополнительным освещением пешеходных переходов и перильным ограждением, которое исключит возможность прямого выхода детей на проезжую часть. К слову, если неровность установлена в соответствии с ГОСТОМ, никаких негативных последствий для автомобиля и водителя она не несет. – Не так давно из уст УГАИ МВД прозвучала фраза, а точнее указание выйти инспекторам ГАИ «из кустов». О чем идет речь, думаю, всем понятно. Но водители продолжают жаловаться, что сотрудники прячутся, ведут скрытое наблюдение и контроль скорости. Что Вы скажете по этому поводу. – Я со всей ответственностью заявляю, что такая форма работы, как скрытый контроль, уже давно не используется. Применяются такие методы, как установка мобильных датчиков контроля скорости. Прошу заметить, с обязательным информированием водителей специальной табличкой. Применяется такая форма работы, как измерение скорости в движении, в транспортном потоке из патрульного автомобиля. В кустах сегодня никто не прячется. И если такой факт вы обнаружили, прошу сообщать об этом в дежурную часть ГАИ. Есть приемные дни у начальника ГАИ, где я могу вас выслушать лично. Реакция с моей стороны на такие факты последует незамедлительно. Другое дело, если кто-то по привычке выдает желаемое за действительное. Скажу, что практика присутствия инспектора на дороге потихоньку себя изживает. Человека на дороге постепенно заменяют технические средства: камеры видеонаблюдения и фотофиксации. А инспектор на линии – это скорее дополнение, сдерживающий фактор. Конечно, инспектор нужен, чтобы пресечь какие-то очевидные нарушения, например, нетрезвый водитель, бесправник и т.д. В этом вопросе никакие технические средства не помогут. Но основная нагрузка по обеспечению безопасности все больше ложится на правильную организацию движения. – Не так давно в ГАИ анонсировали работу нового прибора Паркрайт, который будет фиксировать нарушения правил стоянки и остановки на городских улицах. Когда прибор выедет на дорогу? – Пока сложно сказать что-то конкретно. Я вижу, что в городе есть проблема парковок. Но пока мы применяем только меру эвакуации. В городе работает два эвакуатора, которые убирают машины путем полной или частичной погрузки. – Владимир Николаевич, в области обострилась ситуация с детским травматизмом. В частности, уже есть две детские смерти и 16 раненых. Что будет сделано по предупреждению травматизма? – Маленькие участники дорожного движения – это, пожалуй, самая сложная категория людей, с которыми доводится работать сотрудникам ГАИ. Сейчас мы готовим масштабную акцию, которую планируем провести 1 сентября. Что это будет, пока оставлю в секрете. Накануне мы обязательно это мероприятие проанонсируем в СМИ. Работаем также над созданием специального обучающего центра для детей на базе средней школы №12. Там оборудован учебный класс, где школьники с помощью специализированных программ могут изучать правила дорожного движения. В планах создать там и специальную площадку, которая будет оборудована светофорными объектами, разметкой, знаками. На ней мы будем воссоздавать реальные дорожные условия, чтобы дети смогли эти ситуации проигрывать, тем самым обучаясь. Планируется, что центр будут посещать не только школьники города, но и учащиеся из районных центров. К слову, такой опыт в Витебске мы уже опробовали, он показал свою эффективность. Дети за рулем маленьких электромобилей учились понимать команды регулировщика, изучали принципы проезда перекрестков и действия знаков. Также намерены мониторить ситуацию на предмет использования водителями детских удерживающих устройств при перевозке маленьких пассажиров. Сотрудники ГАИ будут нести службу вблизи школ и детских садов. Потому как львиная доля происшествий с детьми связана именно с этим нарушением. – На новом месте вы всего две недели. Были ли за это время Вами приняты какие-то решения в части изменения организации дорожного движения и мер безопасности? – Буквально в свой первый рабочий день на новом месте с заместителем объехали все проблемные места в городе, на которые нам указывали жители города. Например, на улице Горького и пересечении Курчатова, где ведутся ремонтные работы. Там задействована пешеходная дорожка, люди вынуждены выходить на проезжую часть, а направление движения пешеходов указано не было. Такая же ситуация на железнодорожном вокзале. Эти недостатки были исправлены. Проблемным нам показалось место пересечения велосипедной дорожки и автомобильной дороги, ведущей к Кронон Парк Отелю, в Пышках. Там уже уложены искусственные неровности, установлен знак. В ближайшее время для дополнительного информирования водителей будут нанесены пиктограммы специальной зеленой краской, обозначающие пересечение велосипедной дорожки и автомобильной дороги. В целом, на мой взгляд, каких-то революционных решений город пока не требует. – «Лихачей на Гродненщине лишают прав!» – это стало уже своего рода «фишкой» нашего региона. Ваша позиция в этом отношении не поменяется? – Нет, это принципиальная позиция. Этот вектор будет выдерживаться и в дальнейшей работе Госавтоинспекции. В отношении водителей, которые в течение года дважды превысили скорость свыше 20 км, может быть применена такая мера как лишение права управления транспортным средством. – Владимир Николаевич, благодарю за беседу! Мария Ирха Фото автора