Генерал-майор в отставке Фёдор Павлович Гудей – в прошлом начальник УВД Гродненского облисполкома и глава Госавтоинспекции региона – в свои 80 придерживается современных взглядов на жизнь. Особенно, если это касается вопросов, с которыми связана большая часть его профессиональной жизни – деятельность ГАИ, организация дорожного движения, работа с нарушителями.Несмотря на почтенный возраст, Фёдор Павлович ежедневно за рулём. Он говорит: «Постоянно сравниваю, как было, и что имеем сейчас». Сегодня он расскажет о том, что было важно в работе ГАИ почти 50 лет назад, как решались проблемы аварийности на дорогах, и каким образом готовили водителей в автошколах. О новаторских идеях Гудея в городе знает не одно поколение дорожной милиции. И здание Гродненской Госавтоинспекции было построено с его подачи, и первая кольцевая развязка – идея генерал-майора, и первые шокирующие фильмы о резонансных ДТП, снятые Гудеем, некогда потрясали своей откровенностью не только обывателя, но и ведущие киностудии Советского Союза. Федор Павлович прошел длинную милицейскую дорогу: от неопытного инспектора в небольшом райцентре до начальника милиции области. Его манера руководства всегда отличалась новаторством, неординарными решениями и, главное, высокой результативностью. – Фёдор Павлович, безусловно, сделано очень многое за время Вашей работы в Госавтоинспекции. А какие планы реализовать не получилось или не успели? – Уже тогда на Гродненщине вырисовывалась перспектива автомобилизации региона. В Гродно на дорогах всегда было транспорта больше, чем в других областях страны. В городе становилось тесно. Я понимал, что областной центр нуждается в расширении некоторых дорог и совершенствовании улично-дорожной сети. В голове созрел план строительства объездной дороги вокруг города, проблемным уже тогда был и железнодорожный переезд в районе Озерского шоссе. Мы выставили туда инспектора и железнодорожника, которые подсчитали, что переезд мог быть закрыт для проезда автотранспорта около 12 часов в сутки. Вблизи собирались большие пробки, и нужно было что-то с этим делать. Эти проекты собрал в папку и отправился к Кабяку Сергею Терентьевичу – в то время 2-му секретарю обкома партии. Он все это внимательно прочитал: «Ты на 100% прав, это нужно делать уже сегодня. Но дороги – удовольствие дорогостоящее, стройматериалы строго лимитированы, да и все в дефиците. Наши предложения никто не поддержит «наверху», пока проблема не обострится до предела. Все, что здесь написано, будет сделано. Только ты доживешь до этого момента, а я нет». Так и случилось, теперь наблюдаю, как эти проекты, уже усовершенствованные, претворяются в жизнь. Ну, а строительство объездной магистрали и путепровода на Озерском шоссе осуществилось только в 2011 году. В целом же в Гродно грамотно и удобно организовано движение. При всей геометрической сложности нашего города, при такой автомобильной плотности и разметка, и светофорные объекты – все это в купе дает результат и удобство для автомобилистов. – Сегодня Госавтоинспекция ориентирована на то, чтобы со временем инспекторы на дороге по большей части заменили цифровые приборы контроля дорожного движения. Что Вы об этом думаете? – Действительно, фотокамеры на дорогах – хороший сдерживающий фактор, который, по моему мнению, действительно способен укреплять транспортную дисциплину. Но хорошо, когда работа этих радаров и камер фиксации направлена на безопасность, а не только на заработок. Все же заменить инспектора, живого человека, камера или радар вряд ли сможет. Во всяком случае, я бы не хотел, чтобы так случилось. Понимаете, всякое нарушение друг на друга не похоже, нет одинаковых водителей, не бывает идентичных обстоятельств. Не все нарушители – прохиндеи. Разбираясь с конкретным водителем, вникай в суть того, что произошло. Это угрожало кому-то в той или иной ситуации? Водитель обеспечил безопасность остальных участников движения в момент незначительного превышения скорости? Прежде чем достать компостер и сделать просечку в талоне, поставьте себя на место водителя: а со мной такое могло произойти? И такому подходу учил многих инспекторов, которые работали в мое время. В последние годы в милиции уж слишком увлеклись “цифроманией”, или так называемой статистикой. Во внимание все чаще берется количество, а не качество. Это мое мнение. – За что в то время наказывали строго? А что могли простить нарушителю? – Посмотрите на себя. Вы всегда соблюдаете правила поведения пешехода на тротуаре? Передвигаетесь по правой стороне, не мешаете встречным пешеходам? Переходите улицу только в положенном месте? Так и за рулём: не бывает людей идеальных. Я всегда строго наказывал за три вида нарушения: пьяный за рулём, значительное превышение скорости и нарушение правил перевозки пассажиров. Часто людей на работу в колхоз перевозили в кузовах грузовиков, для этого не предназначенных. В кузов набивалось несколько десятков человек. Едет такая компания, раскачиваясь по сельским ухабам. Один пошатнулся, потянул на себя соседа, пытаясь удержаться, – и все. Беда! За бортом уже не один пострадавший, а несколько. За это я наказывал всегда и строго. Иногда достаточно серьезного разговора с нарушителем. Порой слово было более действенным, чем штраф. Но и время было другое, и люди совестливее. Иногда я поступал по-другому: поговорю с нарушителем, выслушаю его сторону, разъясню свою позицию, а затем даю ему в руки компостер. Прими решение сам: за-служиваешь ли ты наказания, поставишь просечку себе в талоне или нет. И было немало случаев, когда водитель все же собственноручно прокалывал свой талон и при этом благодарил за справедливое отношение. Считаю очень важно для инспектора соблюдать принцип соразмернос-ти наказания за то или иное нарушение. Люди обижаются на несправедливое отношение. Не стал разбираться: есть факт нарушения – наказал по максимуму. Потом такие водители таят обиду, при первом удобном случае «обливают грязью» службу. А это неприятно ни ему самому, ни сотрудникам ГАИ. – Сегодня для снижения аварийности на дорогах принимают такие меры, как укладка неровностей, дополнительное освещение опасных пешеходных переходов. Словом, методов – масса. Какими способами аварийность снижали в 70-80-х годах? – Схема, которую разработали и практиковали в области, была примерно такая: в конце года изучали наиболее аварийные места преимущественно на дорогах республиканского и союзного значения, а также основные городские магист-рали. Изучались все особенности: концентрация ДТП, время их совершения, обстоятельства. Все это заносилось красными флажками на большую дорожную карту. Затем делали ее уменьшенную копию на складном планшете, их выдавали и инспекторам ДПС. Инспектор, закрепленный за конкретным участком дороги, смотрит планшет с отмеченными аварийными местами и принимает решение, где и в какое время ему нужно находиться. Так, своим присутствием в месте концентрации ДТП он упреждал нарушения со стороны водителей и тем самым снижал аварийность на этом участке. Большая работа проводилась и с пешеходами, которые тоже не отличались особой культурой поведения на дороге. Правда, здесь единственным действенным способом была карательная практика, собственно, как и сейчас. К примеру, Минск во всем Союзе тогда был образцом в этом отношении. – Фёдор Павлович, что касается подготовки водителей в автошколах, в тот период этот процесс как-то отличался от дня сегодняшнего? – В одно время мы ввели в процесс обучения будущих водителей весьма полезную практику. На базе ГАИ получилось создать небольшую фотолабораторию, туда я пригласил работать профессионального фотографа. Когда в городе случались серьезные аварии, он вместе с экипажем выезжал на место ДТП, делал снимки. Затем печатал их, к каждому фото составлялась подробная схема происшествия. Все это мы передавали преподавателям в автошколы. Курсантам, прежде чем приступить к теории, предлагалось подробно разобрать ситуацию с конкретным ДТП. По сути, нужно было побыть экспертом-криминалистом, выяснить все «неизвестные»: откуда двигались участники ДТП, в результате чего произошло столкновение, куда пришелся удар, как можно было бы его избежать. Это заставляло будущего водителя думать, сначала на уроке, а потом и за рулем автомобиля. – Ваша служба в роли начальника милиции общественной безопасности и главы милиции области тоже похожа на остросюжетный приключенческий фильм. Какие истории навсегда остаются в памяти? – Моя служба в должности замначальника УВД, начальника милиции общественной безопасности пришлась на годы перестройки, активной деятельности БНФ. Тогда основной головной болью для милиции было – не допустить незаконного захвата власти, защитить конституционный строй. В городе то и дело проходили митинги БНФ, приходилось идти в самую гущу толпы, в центр конфликта и вести диалог с людьми, настроенными весьма агрессивно. Вспоминается еще один неординарный случай, когда преступник взял в заложники семью с двумя маленькими детьми. Тогда контролировать ситуацию в городе пытались группы культуристов, что-то вроде местных авторитетов. Один из таких лидеров подозревался в угоне автомобиля. У сотрудников «патрульки» получилось его задержать на площади Советской, но милиционеры допустили грубейшую ошибку: перед тем как посадить в милицейскую машину, его не досмотрели. Когда водитель начал движение, задержанный достал нож и ранил в горло двух милиционеров, а сам завладел служебным оружием и пытался убежать. На углу улиц Социалистическая и Кирова в подъезд заходила женщина с двумя детьми, и по несчастливому стечению обстоятельств они оказались на пути преступника, который приставил к виску женщины пистолет, затолкал их в квартиру, взяв троих в заложники. Я стал руководить операцией по освобождению семьи, длилось это почти 2 дня. Ситуацию удалось разрешить, когда мы привезли на место возлюбленную преступника, умолявшую сдаться и открыть дверь. Пока он отвлекся на разговоры с девушкой, мама передала сотрудникам милиции двоих детей через окно, а затем и сама покинула квартиру. История эта закончилась тем, что вооруженный мужчина стал стрелять из окна квартиры по прохожим. В процессе задержания он был ликвидирован сотрудниками милиции. И таких историй в те годы было немало. – Если бы можно было отмотать время назад, стали бы что-то менять в своей жизни? – Порой вспоминаю тот день, когда совсем молодой после окончания автодорожного техникума отправился в Гродно на службу. Чем я буду заниматься, тогда даже не представлял. Но себе сказал: буду работать так, чтобы ко мне ни у кого не было нареканий. Так шаг за шагом и пробежали почти четыре десятилетия на службе в кропотливой работе и заботах. Я не боялся трудностей, брал на себя непосильные нагрузки, порой в ущерб здоровью и личным интересам. Зато теперь на душе легко: сделал все, что от меня зависело. Сегодня иду по городу, как по родной деревне с гордо поднятой головой. Встречаю горожан, люди останавливаются поговорить, узнают. Пришло осознание: всё, что ты сделал, не прошло бесследно, осталось в памяти людей. Это и придает силы держаться на плаву. Знаете, есть такое философское понятие, определение «что такое жизнь». Так вот с точки зрения молодости, жизнь – это бесконечно долгое будущее; а с точки зрения старости, жизнь – это слишком короткое прошлое. Нужно стремиться делать добро каждый день, потому как жизнь очень коротка. – Фёдор Павлович, спасибо Вам за искренность. Поздравляем с Вашим большим и значимым праздником! Настроения Вам отличного! Мария Ирха Фото Владислава Борисевича